Перейти к содержанию

ALFA OBD


АлексБ

Рекомендуемые сообщения

188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
1 час назад, Марк55 сказал:

Вроде как после 15 года в меню это есть, а вот в 13-14 нет, по крайней мере не во всех грандах. У меня нет (13 год MY2014).

Тогда наверное нужно обновить ПО головы.

 

1 час назад, koxakos сказал:

С переходником, если использовать программу Torgue то к машине подключается,  если AlfaOBD - то болт 

 Значит смотри, по телефону я не подскажу, так как телефоном не работал.

На компе могут быть проблемы с драйверами  или еэлемками Torgue использует только скоростную кан шину, и ему наплевать на драйвера ибо они у него свои встроенные.

У Альфы встроенных драйверов нет, следовательно нужно установить чем свежей дрова тем лучше.

И еще альфа очень плохо работает с если в адаптере не преобразователь FTDI, а другой типа PL2303, на этих нужно подбирать настройки порта и соединений.

Еще обнови альфу до 2.3.6.0, и перед соединением нажми "расширенный режим" там ком-порт может не выбраться автоматом, просто дождись пока в окне появиться номер нужного порта и вернись нормальный режим. Все что ты описывал происходит когда альфа не может связаться с адаптером.

Еще глянь в устройствах виндовс параметры виртуального сом порта, обрати внимание на скорость, должно стоять 115200.

                     

188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
1 час назад, koxakos сказал:

если AlfaOBD - то болт 

З.Ы. Кстати на 9 странице вверху Terrano тоже не смог прицепится 

 

В 25.07.2022 в 12:10, Terrano сказал:

Оригинал ELM327 USB FTDI с переключателем сканер кодов сканер HS CAN и MS CAN Супер Мини elm327 obd2 v1.5" пр ссылке https://aliexpress.ru/item/32767850373.html проводной вариант. Драйвер W7 поставил с прикладного компакт-диска, COM10 по диспетчеру устройств, ошибок винда не видит.

SGW обошел переходником 8+12.

2.3.5 AlfaObd лицензия подтвердилась.

Море попыток коннектиться с разным положением преключателя шины, один единственный раз

 

В 13.08.2022 в 22:28, Terrano сказал:

Со сканером OBDLinkEX подцепился сразу. 

Собственно я тоже юзаю обдлинк, но со шлюзом мне не попадались авто.  

18
Автомобиль: WK2 MY2014 3.6 lim
Город: Омск
Опубликовано
Опубликовано (изменено)
9 часов назад, Kyl сказал:

Тогда наверное нужно обновить ПО головы.                    

Просто обновление ПО не помогает, надо форматировать голову и заливать новое ПО с нуля. Но это сложно и опасно в бытовых условиях, может что-то отвалиться другое. Как-то делают изменением конфигурации. Вот и спрашиваю, кто сталкивался. Сейчас у меня версия ПО 14.25.5

Изменено пользователем Марк55
188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
12 часов назад, Марк55 сказал:

Сейчас у меня версия ПО 14.25.5

нужна 16

1 104
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

На этой машине (WK2 у спрашивающего из Омска) нет 16 версии- 14я, 15я, и потом две 17х.

И прокси на Гранде тоже нет.

Да и вообще, непонятно, что делает владелец Гранда в ветке про КL.

Изменено пользователем Giraffe
188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
1 час назад, Giraffe сказал:

нет 16 версии

Не знал, а с 15 он сразу на 17 апается? 

1 104
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

Да 

16 версия есть только у SRT.

Изменено пользователем Giraffe
2
Автомобиль: Jeep Cherokee KL`16
2.4 Latitude Plus FWD
Город: Винница
Опубликовано
Опубликовано
В 22.01.2023 в 23:33, Kyl сказал:

Еще и шторка есть, а зачем она тогда там ?

 

2 лед чипа, ближний отдельно, и дальний, который при отркрытии шторки срабатывает. Я не знаю почему такая конструкция, и где логика, но уже как есть)

В 20.01.2023 в 23:55, Kyl сказал:

Совершенно верно, только не лампа сгорела а типа нет шторки.

сделали, все уже хорошо, подкинули катушки с галогена, все работает отлично)

  • 3 месяца спустя...
0
Автомобиль: Jeep Cherokee KL
Город: Архангельск
Опубликовано
Опубликовано

Всем привет.

перечитал всю ветку, по Alfa Obd, но так и не понял кто-нибудь делал смену региона на Россию у американца? У меня 2017 год дорейстал, все говорят не реально. Что потом адаптацию не пройти. Хочу сделать русский язык на панели. Это вообще реально? 

0
Автомобиль: Cherokee KL 2019
Опубликовано
Опубликовано
2 часа назад, D_Oleg сказал:

Всем привет.

перечитал всю ветку, по Alfa Obd, но так и не понял кто-нибудь делал смену региона на Россию у американца? У меня 2017 год дорейстал, все говорят не реально. Что потом адаптацию не пройти. Хочу сделать русский язык на панели. Это вообще реально? 

все элементарно , описано 100 раз

0
Автомобиль: Jeep Cherokee KL
Город: Архангельск
Опубликовано
Опубликовано (изменено)
52 минуты назад, koxakos сказал:

все элементарно , описано 100 раз

А как-то подробнее можно)

Изменено пользователем D_Oleg
1 104
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано

А поподробнее, попытка смены региона на Россию вызовет кучу нестираемых ошибок по системе Аirbag. Пока назад не вернёте, они будут. 

Да и вообще, большой вопрос- есть ли возможность  русификации на башке 17 года?

По аналогии с Рэмом и Гранд Чероки, думаю, что нет.

315
Автомобиль: Compass
Город: ЗаМкадье
Опубликовано
Опубликовано

Не много не в тему, но пройти не мог, а просто решил поделиться одним забавным случаем:

Андрей, один товарищ прикупил майгиг у другого товарища из Минска. Майгиг - обновлен, европеец, навигация новая.

Ну так поставил в свой "квадрат" эту магнитолу, а она возьми и взбесилась - радио стало американским (нет четных частот).

Ну, товарищу из Минска - мы доверяем (в свое время меня с ним ты и познакомил)

Оказалось дело в машине - рынок сбыта NA

Альфой поправили на Европу и всё - появилось нормальное радио. Магнитола из мозгов машины берет регион и подстраивает радиомодуль.

Про ошибки по айрбэг не знаю, но вроде не жаловался.

 

Я просто к тому, что после этого случая пришел к выводу, что мало того что должен быть соответствующий регион, так еще и башка должна быть прошита соответствующе. Ведь американка RHR на европейской машине, ни фига не включает европейское радио, пока не перешьешь ее в европейца.

 

Думаю, что так же и с более новыми uconnect, но могу и ошибаться, не имел дела с ними.

 

315
Автомобиль: Compass
Город: ЗаМкадье
Опубликовано
Опубликовано
2 часа назад, Giraffe сказал:

возможность  русификации на башке 17 года?

Покажи мне прошивку этой башки, посмотрим есть там русский или нет. Если есть, значит как-то можно, а если нет - то увы.

188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
Только что, D_Oleg сказал:

но так и не понял кто-нибудь делал смену региона на Россию у американца? У меня 2017 год дорейстал, все говорят не реально. Что потом адаптацию не пройти. Хочу сделать русский язык на панели. Это вообще реально? 

Все просто, если магнитофон 5 дюймовый, то да, сменив регион на ру получите русский язык на приборке и на ГУ.

А если ГУ 8 дюймовое, то нет, и в принципе ничего страшного не произойдет, поменяются задние поворотники на европу, ГУ попытается перейти на европу но не сможет,  появятся четные станции, но без звука, ГУ в данном случае лечится сбросом по умолчанию настроек, и вернется просто на английский (я сто раз так делал =)).

Никакие танцы с альфой непомогут 8 дюймовый перейти на европейский стандарт, я перепробовал кучу вариантов, и менял в ГУ рынок сбыта и т.д. 

8 дюмовый только прошивать, или хз что там они делают, никто не колется методом, только за бабки.

Только что, Giraffe сказал:

А поподробнее, попытка смены региона на Россию вызовет кучу нестираемых ошибок по системе Аirbag. Пока назад не вернёте, они будут. 

Ничего такого не будет, не вводите в заблуждения, лично много раз менял регион, на многих авто, а на своей так наверное миллион раз .

Ошибки всякик вылазят если не прошли прокси выравнивание.

Только что, Gosudar сказал:

Покажи мне прошивку этой башки,

В смысле версию ПО? 

 

Только что, D_Oleg сказал:

А как-то подробнее можно)

Но прежде чем менять любой параметр в конфигурации  НЕОБХОДИМО!!! убедитесь что у вас правильный адаптер, проверяется так. А также перед изменениями сделать резервную копию конфигурации.

Подключаете адаптер, выбираете,  "Радио", блок "UConnect" первый короче,  и жмете кнопку "соединить", если все путем то вы подключитесь к авто, а конкретно к радио, заходите "Статус/Ошибки" и нажимаете кнопку "Считать ID системы", в окне у вас вывалит кучу всяких данных про блок, версии прошивы и т.д.  Если все путем то можно продолжать, проверяем все блоки по очереди на наличие ошибок, и стираем, если  ошибка не стирается то устраняем неисправность, с ошибками 80% вы не пройдете прокси процедуры.    

А если вы не смогли приконнектиться или не читается  ID системы то дальше что либо делать бессмысленно, ибо вы не пройдете "Прокси процедуры"  без которых у вас будет куча ошибок и мигать одометр.

Короче если вы не можете приконнектиться к UConnect, то нужно искать другой адаптер.         

После этого необходимо сделать прокси выравнивание, дать заснуть авто, тоесть вынять ключ и покурить минут 15, после этого включить завести, заглушить и снова подключиться и проверить каждый блок и почистить ошибки.

 

Сама процедура прокси выравнивания Алгоритм таков.

1. Удаляем ошибки из блоков, тупо по списку альфы, те ошибки которые не удаляются сразу, удаляем после того как удалили все возможные.

2.Процедура настройки PROXY 
Выбираем боди компьютер, "Body Computer Delphi/Marelli" нажимаем соединить, дале вкладка "Активная диагностика" в выпадающем списке , опция "Процедура настройки PROXY.", старт.
В окне начнет писать список блоков и статус процедуры, "Успешно" или "Неудачно", или "ОК" уже не помню просто, если все прошло то все. Если нет смотрим на каком блоке непрошло и решаем проблему.     

3. Пройти прокси выравнивание, возможно несколько раз. после любого неудачного прокси, будет появляться снова весь букет и новогодняя елка. каждый неудачное прохождение прокси повторяем алгоритм. Успешное прохождение прокси будет не мигающий одометр.   

 

    

                     

0
Автомобиль: Jeep Cherokee KL
Город: Архангельск
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

У меня ГУ 8.4 дюйма. Меня русификация в принципе мало интересует, больше хочу сменить регион чтоб радио нормально работало и чтоб поворотники стали европейскими. Пока только изучаю вопрос, чтоб максимально уяснить каким образом делать процедуру, какие подводные камни могут быть и какой шнурок нужен. Я так понимаю хорошо работает с JEEP OBDLink.  

 

В итоге получилось сменить регион на Европу? Или мне даже не стоит пробовать?

3 часа назад, Kyl сказал:

Все просто, если магнитофон 5 дюймовый, то да, сменив регион на ру получите русский язык на приборке и на ГУ.

А если ГУ 8 дюймовое, то нет, и в принципе ничего страшного не произойдет, поменяются задние поворотники на европу, ГУ попытается перейти на европу но не сможет,  появятся четные станции, но без звука, ГУ в данном случае лечится сбросом по умолчанию настроек, и вернется просто на английский (я сто раз так делал =)).

Никакие танцы с альфой непомогут 8 дюймовый перейти на европейский стандарт, я перепробовал кучу вариантов, и менял в ГУ рынок сбыта и т.д. 

 

 

  

 

    

                     

 

Изменено пользователем D_Oleg
0
Автомобиль: Jeep Cherokee KL
Город: Архангельск
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

Кто-нибудь пробовал такой? 

H730cb8ceedb34fb9a74d94dfc0fd9dc6T.jpgA5f9b4e9ea289415195aefbf4b26805b3I.jpg

Изменено пользователем D_Oleg
188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
5 часов назад, D_Oleg сказал:

больше хочу сменить регион чтоб радио нормально работало и чтоб поворотники стали европейскими.

Радио только за бабки прошивают, самому не получится ни язык ни четные частоты поменять, регион тут не поможет.

Поворотники да можно.

5 часов назад, D_Oleg сказал:

какие подводные камни могут быть и какой шнурок нужен. Я так понимаю хорошо работает с JEEP OBDLink.

Подводные камни только в шнурке, процедуры я описал как не напороться на камни.  Да  OBDLink самый надежный вариант.

5 часов назад, D_Oleg сказал:

В итоге получилось сменить регион на Европу? 

Да регион поменять не есть проблема, только смысла от этого нет совсем,у радио не появятся четные частоты, или русский язык, а поворотники и без смены региона делаются.

5 часов назад, D_Oleg сказал:

Или мне даже не стоит пробовать?

Смысла нет.

         

0
Автомобиль: Jeep Cherokee KL
Город: Архангельск
Опубликовано
Опубликовано

Спасибо за информацию. Буду заказывать ObdLink. В планах подключение передней камеры, но думаю это уже ветка форума) Поищу на форуме, может кто уже делал))

1 104
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано

@Kyl Я с двумя семечками тоже имел дело, и Айрбэг при смене региона они зажигали. Может, Вам повезло. Может, мне не фартануло.

Смена региона не помогает, как Вы правильно написали. Но почему- то все хотят не точечно пройти по тем настройкам, которые действительно меняют- а максимально обрушить экосистему машины, а потом также возвращать обратно, причитая, что не помогло.

 

188
Автомобиль: Cherokee KL Latitude 4X4 2.4L MultiAir® 2015
Город: Харьков рядом.
Опубликовано
Опубликовано
2 часа назад, Giraffe сказал:

l Я с двумя семечками тоже имел дело, и Айрбэг при смене региона они зажигали. Может, Вам повезло. Может, мне не фартануло.

Да при смене региона может зажигать что угодно, особенно если прокси не прошли с первого раза, там все горит и пылает. Но чтоб прям критично нет, неустранимые может зажечь если к примеру в американце была изменена заводская конфигурация и подушки заднего сидения убрали из конфигурации, а при смене региона по умолчанию они снова включились, а реально их нет.

2 часа назад, Giraffe сказал:

а максимально обрушить экосистему машины, а потом также возвращать обратно, причитая, что не помогло.

Ну это понятно, пока не поломаешь все  не поймешь как это работает, я свою в такие ступоры вводил =)) 

Зато теперь практически все знаю, и даже абсорбер бака победил, про который говорили что только ампутация=)).  

3 часа назад, D_Oleg сказал:

В планах подключение передней камеры, но думаю это уже ветка форума) Поищу на форуме, может кто уже делал))

Не переднюю вроде не встречал чтоб кто то подключал, хотя кто-то где-то про это говорил кажись в теме про Uconnect.  

  • 3 месяца спустя...
47
Автомобиль: Jeep Cherokee KL Longitude 2.4
Город: Саранск
Опубликовано
Опубликовано

Добрый день, есть необходимость помониторить давление ATF с датчика или его напряжение в Alpha OBD. Подключаюсь к TCM, но такого параметра для мониторинга не обнаруживаю. Очень странно, что его там нет или я его не вижу.

  • 4 недели спустя...
0
Автомобиль: jeep Cherokee kl
Город: Харьков
Опубликовано
Опубликовано

Вечер добрый.

Jeep Cherokee kl, 2015 года, дв. 2,4

Подскажите пож., за включение ксенона в alfaobd отвечает один параметр Xenon Headlamp? Больше ни какие?

Если  Xenon Headlamp - Present а фары тухнут, то все? Только через реле с ошибкой пользоваться?

12
Автомобиль: Jeep Cherokee kl
Город: Санкт-Петербург
Опубликовано
Опубликовано

Подскажите пожалуйста где можно скачать alfa obd. В Гугл плэй не дает скачать полную версию из России

3 915
Автомобиль: 2014 JGC 3.0TD Limited / 2023 JGC 2.0T Limited+
Город: Самара
Опубликовано
Опубликовано

@Klimovmv дык ... в гугл-поиск сходить 🧐 

Например, https://4pda.to/forum/index.php?showtopic=433949&view=findpost&p=109568588

 

  • 2 недели спустя...
12
Автомобиль: Jeep Cherokee kl
Город: Санкт-Петербург
Опубликовано
Опубликовано

Так и не удалось ни где скачать Alfa obd . А кто нибудь сканировал наш автомобиль программой OBD JSkan? В ней тоже можно производить все манипуляции с авто.

12
Автомобиль: Jeep Cherokee kl
Город: Санкт-Петербург
Опубликовано
Опубликовано

Заказал VLinker MC+ как придет буду пробовать этой прогой активировать ходовые огни. В демо версии нашел  все пункты по активации и процедуры прокси. Жаль что на английском языке, после перевода многие разделы не понять.

12
Автомобиль: Jeep Cherokee kl
Город: Санкт-Петербург
Опубликовано
Опубликовано

Все супер адаптер и прога работают на ура. Прокси проходит очень быстро. Vlinker mc+ это аналог obdlink Mx+ только за адекватные деньги. На Али купил за 3500. Активировал ходовые огни не меняя регион. На магнитоле 5 дюймов появилась строка DRL. Obd Jckan это аналог альфы. Скачал на iPhone и все супер, ни чего не отваливается работает шустро. В проги я думаю есть все функции что и в альфе

И мне нравится что все это можно делать на IOS а не на тормозном андройде 

3 915
Автомобиль: 2014 JGC 3.0TD Limited / 2023 JGC 2.0T Limited+
Город: Самара
Опубликовано
Опубликовано
В 02.10.2023 в 15:22, Klimovmv сказал:

Заказал VLinker MC+

12 часов назад, Klimovmv сказал:

Obd Jckan это аналог альфы

Ещё бы неплохо всё это дело ссылками подкрепить. 😎

 

12
Автомобиль: Jeep Cherokee kl
Город: Санкт-Петербург
Опубликовано
Опубликовано

Смотри, что есть на AliExpress! Оригинальный сканер Vgate VLinker MC + ELM327 V2.2 OBD2 считыватель кодов сканер диагностические данные двигателя для iOS Android диагностические инструменты за 4 025,12 ₽ - уже со скидкой -20%
https://sl.aliexpress.ru/p?key=oTbhUbd

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Кто в онлайне   15 пользователей, 0 анонимных, 273 гостя (Посмотреть всех)

    • volvist
    • klep13
    • Gosudar
    • Александр 45
    • Poland
    • Gneush54
    • agregat97
    • MarkS
    • Den1983
    • up6
    • 2rog
    • Cumon72
    • di-night
    • Николай Э
    • MishaS
  • Бортжурналы


    1. Jeep Compass — надёжный и сбалансированный кроссовер, но даже он не застрахован от неожиданных звуков в движении. Владелица одного из таких автомобилей обратилась в TRS Motors с жалобой: при торможении раздаётся резкий металлический стук, будто что-то внутри автомобиля хочет присоединиться к ритму Metallica. Первое, что приходит в голову — проблема с тормозной системой, особенно учитывая, что колодки менялись недавно: передние — всего месяц назад, задние — три месяца назад. Однако диагностика показала, что корень проблемы лежал вовсе не в тормозах. Оказалось, что металлическая защита картера двигателя была серьёзно вмята — вероятно, после проезда глубокой кочки или наезда на бордюр. При резком замедлении глушитель смещался вниз и бил по этой деформированной защите, создавая громкий и пугающий стук. После выравнивания и фиксации защиты проблема исчезла. Это яркий пример того, как неочевидные механические повреждения могут имитировать симптомы серьёзных неисправностей. Особенно это актуально для владельцев, которые часто передвигаются по городу с плохим дорожным покрытием или выезжают за его пределы. Для тех, кто выбирает Jeep как автомобиль для активной жизни, такая защита — не просто аксессуар, а элемент безопасности, требующий регулярной проверки.

      Настоящая угроза: изношенные тормозные диски

      Хотя стук исчез после ремонта защиты, осмотр тормозной системы выявил куда более серьёзные проблемы. Задние диски были изношены почти наполовину, а на внешней их поверхности уже начала развиваться коррозия с неровностями и микротрещинами. Передние диски находились в ещё худшем состоянии: по краю образовался заметный бортик, а одна из колодок стёрлась крайне неравномерно. Такой износ говорит о возможных проблемах с суппортами, направляющими или даже о неправильно подобранных колодках. Игнорирование подобных симптомов может привести к критической потере эффективности торможения, особенно в экстренной ситуации. Перегретые и деформированные диски не только снижают устойчивость автомобиля при торможении, но и ускоряют износ новых колодок, вызывая вибрации, скрежет и даже риск заклинивания колеса. В Jeep Compass такие проблемы особенно опасны из-за его массы и динамики — он создан для уверенного движения, и компромиссы в тормозной системе здесь недопустимы. Рекомендуется не просто менять колодки, а проводить комплексную диагностику тормозного узла, включая состояние суппортов, направляющих и уровня тормозной жидкости.

    2. Илья_СХ27
      Последняя запись

       

      Сегодня у нас в ремонте старый добрый Grand 2002 года с пробегом 300 000. Мотор 4,7 л. Двадцать с лишним лет верой и правдой служил он своему хозяину. И вот что-то пошло не так. Появилась вибрация, один из цилиндров перестал работать.

      Современные технологии позволяют заглянуть внутрь двигателя, не разбирая его. Достаточно вывернуть свечу и вставить эндоскоп.

      2 Эндоскоп.png

      И вот какая картина открылась нашему взору. Верхняя плоскость поршня покрыта кратерами от многочисленных ударов острых осколков.

      3 Кратер на поршне.png

      Сектор поршня отколот до верхнего кольца.

      4 На поршне остутствует сектор.png

      На гильзе цилиндра задиры.

      А это свеча, вывернутая из этого цилиндра. Что-то попало между свечей и поршнем. Центральный и боковой электроды согнуты, а изолятор раскрошился.

      5 Свеча.png

      Осколки изолятора очень опасная вещь. Керамика штука твердая. Такой обломок впивается в поршень и, двигаясь вместе с ним, оставляет глубокие риски на стенке цилиндра.

      6 Риски на стенке цилиндра.png

      Повернем эндоскоп вверх, и посмотрим состояние головки блока. Как мы видим, седло этого клапана разрушено – отсутствует сектор. Видимо, его обломки и нанесли такие повреждения поршню.

      7 Седло клапана разрушено.png

      Причины разрушения седел клапанов те же, что и самих клапанов – это некачественное топливо. При сгорании такого топлива температура превышает допустимую, что приводит к трещинам и прогоранию клапанов и седел клапанов.

      В такой ситуации можно менять двигатель на б/у. Это будет быстрее и дешевле ремонта.

      8 Двигатель бу.png

      Но обратная сторона медали – найти двигатель б/у в нормальном состоянии на автомобиль такого возраста вряд ли получится. Вот такие экземпляры попадаются – дымят отовсюду.

      9 Дымит из сапуна.png

       А качество ремонта будет зависеть от качества запчастей, которые удастся найти на этот мотор.

      Такая машина с двигателем 4,7 литра стоит сейчас больше миллиона.

      10 Auto ru.png

      Страховые компании подходят к ремонту автомобиля прагматично. Если предварительная стоимость ремонта превышает 60-80% (этот порог разный у разных страховых компаний) автомобиль не ремонтируют, а продают годные остатки. При этом они справедливо полагают, что окончательная сумма ремонта может значительно превышать предварительную.

      11 Тотал.png

      Частный клиент не всегда походит к ремонту прагматично, и зачастую ремонтирует свой любимый автомобиль, несмотря ни на что. Правда, не всегда получает удовольствие, подсчитав расходы.

      Решение этого клиента мы пока ждем.

    3. Jeep Grand Cherokee WK2 (2010–2021) — популярный внедорожник на вторичном рынке России, но его комплектации, включая специальные версии S Limited и Limited X, часто вызывают вопросы. Модель пережила два рестайлинга: первый в 2013 году (модельные годы 2014–2016) и второй в 2016 году (модельные годы 2017–2021). Каждый рестайлинг вносил изменения в оснащение, отделку, подвеску, шумоизоляцию и технологии. Мы разберём комплектации (Laredo, Limited, S Limited/Limited X, Overland, Summit, Trailhawk, SRT и Trackhawk), их целевую аудиторию, ключевые различия, включая материалы отделки, опции комфорта (подогрев, вентиляция сидений, электропривод багажника), системы безопасности (автоматический дальний свет, удержание в полосе, датчики света и дождя) и особенности подвески, с акцентом на российский рынок.

      Дорестайлинг (2010–2013)

      Основные комплектации и опции

      • Laredo: Базовая комплектация для практичных покупателей, ищущих надёжный внедорожник для семьи и умеренного бездорожья.

        • Оснащение: Тканевый салон (иногда искусственная кожа), двухзонный климат-контроль, 17-дюймовые колёса, мультимедиа с 5-дюймовым экраном (Uconnect 8.4" в 2013 году в некоторых регионах).

        • Отделка: Пластиковые панели на консоли и дверях, тканевые вставки. Руль — искусственная кожа.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних сидений — опция, вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция в пакете Laredo X.

        • Системы безопасности: Камера заднего вида (опция), парктроники (опция), датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Базовая 6-динамиковая (320 Вт) с AM/FM, CD, AUX. Опционально — Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Trac I (без понижающей передачи) или Quadra-Trac II (с понижающей передачей, опция).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat.

        • Другие опции: Ксеноновые фары, запуск с кнопки (опция в 2013 году).

      • Limited: Средний уровень для тех, кто хочет больше комфорта и технологий.

        • Оснащение: Кожаный салон (Capri, чаще искусственная), подогрев передних и задних сидений, камера заднего вида, 18-дюймовые колёса, Uconnect 8.4" (с 2013 года).

        • Отделка: Искусственная кожа Capri на сиденьях, пластиковые панели с кожаными вставками, руль — натуральная кожа.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений — стандарт, вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция (стандарт в 2013 году).

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет (опция)

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Trac II, опционально Quadra-Drive II (с блокировкой дифференциала).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Пневмоподвеска Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, навигация, ксеноновые фары.

      • Overland: Премиальная комплектация для роскоши и внедорожных возможностей.

        • Оснащение: 20-дюймовые колёса, панорамная крыша, навигация, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Натуральная кожа Nappa, кожаные вставки на дверях и консоли, деревянные панели (Open Pore Wood). Пластик только в нижних частях.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Ксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт). Адаптивный круиз-контроль (опция с 2013 года). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт), опционально Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Drive II с понижающей передачей.

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift (165–270 мм) 

        • Другие опции: Подогрев руля, система Selec-Terrain.

      • SRT-8: Спортивная версия для энтузиастов скорости.

        • Оснащение: 6.4-литровый HEMI V8 (470 л.с.), спортивная подвеска Bilstein, тормоза Brembo (380 мм спереди, 350 мм сзади), 20-дюймовые диски, спортивные сиденья.

        • Отделка: Кожа Nappa и замша, карбоновые вставки, пластик в нижних частях.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Ксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт). Адаптивный круиз-контроль (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Trac с акцентом на заднюю ось (65/35).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, спортивный режим Selec-Track, панорамная крыша.

       

      Подвеска

      • Laredo, Limited: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

      • Overland: Пневмоподвеска Quadra-Lift (стандарт в США/Европе), в России — стальная пружинная с Nivomat (задние).

      • SRT-8: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

      Шумоизоляция

      • Laredo: Базовая, шум шин и ветра заметен.

      • Limited: Улучшенная за счёт дополнительных материалов.

      • Overland: Высокий уровень с многослойными стёклами.

      • SRT-8: На уровне Limited, но выхлоп и шины увеличивают шум.

      Ощущения при езде

      • Laredo, Limited: Комфортные, мягкая подвеска, но с кренами.

      • Overland: Плавная и универсальная благодаря Nivomat (в России) или Quadra-Lift (в других регионах).

      • SRT-8: Спортивная динамика, но жёсткая подвеска снижает комфорт.

      Первый рестайлинг (2013–2016, модельные годы 2014–2016)

      Основные изменения

      Введена 8-ступенчатая АКПП ZF 8HP, обновлённый дизайн (оптика, бампера, решётка радиатора), Uconnect 8.4" стал стандартом для Limited и выше. Появилась комплектация Summit. Адаптивный круиз-контроль — опция для Overland, недоступен в Limited.

      • Laredo:

        • Оснащение: Ткань или искусственная кожа, 17-дюймовые колёса, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Пластиковые панели, частично с искусственной кожей. Руль — кожаный.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних сидений (опция), вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция (стандарт в Laredo X).

        • Системы безопасности: Камера заднего вида, парктроники (опция), датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Базовая 6-динамиковая (320 Вт) или Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat.

        • Другие опции: Ксеноновые фары, навигация, запуск с кнопки.

      • Limited:

        • Оснащение: Кожа Capri (иногда натуральная), 18-дюймовые колёса, подогрев передних и задних сидений, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Кожа Capri, пластиковые панели с кожаными и деревянными вставками (опция).

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений — стандарт, вентиляция — опция с 2015 года (в пакетах Luxury Group II или 75th Anniversary).

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, навигация, автопарковщик (редко).

      • Overland:

        • Оснащение: 20-дюймовые колёса, панорамная крыша, навигация, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Натуральная кожа Nappa, кожаные панели, деревянные вставки (Open Pore Wood). Пластик минимален.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Ксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт). Адаптивный круиз-контроль (опция), автоматический дальний свет (опция с пакетом Advanced Technology Group).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт, стандарт с 2014 года; в 2013 году — Alpine 506 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Drive II.

        • Подвеска: На российском рынке — стальная пружинная с саморегулирующимися амортизаторами Nivomat (задние); Quadra-Lift стандартна в США/Европе.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Terrain, адаптивная оптика.

      • Summit (с 2014 года):

        • Оснащение: Многослойные стёкла, кожа Nappa (Laguna с 2015 года), адаптивная оптика, 20-дюймовые колёса.

        • Отделка: Премиальная кожа Nappa/Laguna, кожаные панели, деревянные вставки. Пластик отсутствует.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль (опция), автоматический дальний свет (опция с 2015 года), парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Drive II.

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift.

        • Другие опции: Система шумоподавления, подогрев руля, проекционный дисплей (редко).

      • SRT:

        • Оснащение: 6.4-литровый HEMI V8 (475 л.с.), адаптивная подвеска Bilstein, тормоза Brembo, 20-дюймовые диски.

        • Отделка: Кожа Nappa и замша, карбоновые вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль (опция), ксеноновые фары, парктроники, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Track, панорамная крыша.

      Подвеска

      • Laredo, Limited: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

      • Overland: Стальная пружинная с Nivomat (задние) на российском рынке; Quadra-Lift стандартна в США/Европе.

      • Summit: Пневмоподвеска Quadra-Lift.

      • SRT: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

      Шумоизоляция

      • Laredo: Базовая, шум шин и ветра заметен.

      • Limited: Улучшенная за счёт дополнительных материалов.

      • Overland: Высокий уровень с многослойными стёклами.

      • Summit: Эталонная с системой шумоподавления.

      • SRT: Хорошая, но выхлоп и шины увеличивают шум.

      Ощущения при езде

      • Laredo, Limited: Плавная езда, но с кренами.

      • Overland: Плавная и универсальная благодаря Nivomat (в России) или Quadra-Lift (в других регионах).

      • Summit: Максимальный комфорт благодаря пневмоподвеске.

      • SRT: Спортивная динамика, жёсткая подвеска.

      Второй рестайлинг (2016–2021, модельные годы 2017–2021)

      Основные изменения

      Добавлены Trailhawk, Trackhawk (с 2018 года), S Limited (в России, эквивалент Limited X), Apple CarPlay/Android Auto, системы ADAS (автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон). Косметические изменения в дизайне.

      • Laredo:

        • Оснащение: Ткань или искусственная кожа, 17-дюймовые колёса, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Пластиковые панели с искусственной кожей. Руль — кожаный.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних сидений (опция), вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция.

        • Системы безопасности: Камера заднего вида, парктроники (опция), датчики света и дождя (опция), автоматический дальний свет и удержание в полосе (опции с 2017 года).

        • Аудиосистема: Базовая 6-динамиковая (320 Вт) или Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat.

        • Другие опции: Навигация, ксеноновые фары, пневмоподвеска (редко).

      • Limited:

        • Оснащение: Кожа Capri (натуральная в поздних версиях), 18-дюймовые колёса, подогрев сидений.

        • Отделка: Кожа Capri, пластиковые панели с кожаными и деревянными вставками.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений, вентиляция передних сидений — опция.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (опция), автоматический дальний свет и удержание в полосе (опции с 2017 года).

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, пневмоподвеска, автопарковщик.

      • S Limited (в России, эквивалент Limited X) (2020–2021):

        • Оснащение: На базе Limited, 20-дюймовые колёса (чёрные или хром), Uconnect 8.4" с Apple CarPlay/Android Auto, подогрев сидений, электропривод багажника.

        • Отделка: Кожа Capri (натуральная), премиальные вставки (дерево или алюминий), чёрные акценты.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений, вентиляция передних сидений — опция.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт), автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон (опции).

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт), Harman Kardon (825 Вт) — опция.

        • Полный привод: Quadra-Trac II, опционально Quadra-Drive II.

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, навигация, адаптивная оптика, чёрные или хромированные акценты экстерьера.

        • Примечание: В России S Limited — маркетинговое название для Limited X, используемого в США и других странах с 2018 года (модельный год 2019). Отличия минимальны, связаны с региональными настройками (например, усиленный обогрев для российского климата).

      • Overland:

        • Оснащение: Пневмоподвеска Quadra-Lift (в США/Европе, редко в России), 20-дюймовые колёса, панорамная крыша.

        • Отделка: Кожа Nappa, кожаные панели, деревянные вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, автопарковщик, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift .

        • Другие опции: Подогрев руля, адаптивная оптика, Selec-Terrain.

      • Summit:

        • Оснащение: Многослойные стёкла, кожа Nappa/Laguna, адаптивная оптика.

        • Отделка: Премиальная кожа Laguna, кожаные панели, деревянные вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, автопарковщик, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift.

        • Другие опции: Система шумоподавления, проекционный дисплей (редко).

      • Trailhawk (с 2017 года):

        • Оснащение: Пневмоподвеска Quadra-Lift, внедорожные шины, защита днища, красная прострочка.

        • Отделка: Кожа и замша, пластиковые панели с кожаными вставками, красные акценты.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Камера заднего вида, парктроники, датчики света и дождя (стандарт), автоматический дальний свет и удержание в полосе (опции).

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift с увеличенными ходами.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Terrain, буксировочный пакет.

      • SRT:

        • Оснащение: 6.4-литровый HEMI V8 (475 л.с.), подвеска Bilstein, тормоза Brembo.

        • Отделка: Кожа Nappa и замша, карбоновые вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Track, панорамная крыша.

      • Trackhawk (с 2018 года):

        • Оснащение: 6.2-литровый V8 HEMI (707 л.с.), тормоза Brembo, 20-дюймовые диски.

        • Отделка: Кожа Laguna, карбоновые вставки, минимум пластика.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Track, адаптивная оптика.

      Подвеска

      • Laredo, Limited, S Limited/Limited X: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

      • Overland: Пневмоподвеска Quadra-Lift 

      • Summit, Trailhawk: Пневмоподвеска Quadra-Lift, с увеличенными ходами для Trailhawk.

      • SRT, Trackhawk: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

      Шумоизоляция

      • Laredo: Базовая, шум шин и ветра заметен.

      • Limited, S Limited/Limited X: Улучшенная с многослойными стёклами.

      • Overland: Высокий уровень с многослойными стёклами.

      • Summit: Эталонная с системой шумоподавления.

      • Trailhawk: Сбалансированная, но внедорожные шины добавляют шум.

      • SRT, Trackhawk: Хорошая, но двигатель и шины увеличивают шум.

      Ощущения при езде

      • Laredo, Limited, S Limited/Limited X: Плавная езда, но с кренами.

      • Overland: Плавная и универсальная благодаря  Quadra-Lift 

      • Summit: Максимальный комфорт благодаря пневмоподвеске.

      • Trailhawk: Уверенная на бездорожье, жёстче на асфальте.

      • SRT, Trackhawk: Спортивная динамика, жёсткая подвеска.

      Ключевые отличия и рекомендации

      • Laredo: Для экономных покупателей. Ткань или искусственная кожа, минимум опций, без вентиляции и ADAS. Подходит для семей.

      • Limited: Баланс цены и комфорта. Кожа Capri, подогрев, электропривод багажника, вентиляция как опция.

      • S Limited/Limited X: Премиальная версия Limited с улучшенной отделкой, 20-дюймовыми колёсами, Apple CarPlay/Android Auto, ADAS (опции). В России S Limited (2020–2021) — маркетинговое название Limited X (2018–2021 в других странах).

      • Overland: Премиум с кожей Nappa, пневмоподвеской Quadra-Lift, музыкой Harman Kardon, датчики света/дождя, автоматический дальний свет (опция в 2014 году). Для длительных поездок и бездорожья.

      • Summit: Максимальная роскошь с кожей Laguna, шумоподавлением, полным набором ADAS.

      • Trailhawk: Для бездорожья с практичной отделкой, пневмоподвеской, Alpine.

      • SRT и Trackhawk: Для энтузиастов скорости. Премиальная кожа, спортивные настройки, Harman Kardon, но меньше комфорта.

      Невидимые, но ощутимые отличия

      • Подвеска: Nivomat в Overland (Россия 2014-2016) обеспечивает выравнивание при нагрузке, пневмоподвеска Quadra-Lift в Overland , Summit и Trailhawk улучшает проходимость, Bilstein в SRT/Trackhawk — для динамики.

      • Шумоизоляция: Summit и Overland лидируют, Laredo и Trailhawk отстают из-за шин.

      • Аудиосистемы: Базовая в Laredo, Alpine в Limited, S Limited/Limited X, Trailhawk, Harman Kardon в Overland, Summit, SRT, Trackhawk.

      • Отделка: Laredo, Limited, S Limited/Limited X — больше пластика, Overland и Summit — кожа и дерево, Trailhawk — практичная замша, SRT/Trackhawk — спортивные акценты.

      • АКПП: 8-ступенчатая ZF (с 2013 года) делает переключения плавными, особенно в SRT и Trackhawk.

      • Электроника: Summit и Overland предлагают полный набор ADAS, Laredo, Limited, S Limited/Limited X — базовые функции.

      Вторичный рынок в России

      Grand Cherokee WK2 ценится за надёжность. Laredo и Limited популярны из-за цены (1.5–3 млн рублей в 2025 году). S Limited (Limited X), Overland и Summit  купить сложнее, для премиум-покупателей. Trailhawk редок, но востребован для бездорожья. SRT и Trackhawk — выбор энтузиастов, но дороже в обслуживании.

      Заключение

      Jeep Grand Cherokee WK2 предлагает комплектации для разных задач: Laredo, Limited, S Limited/Limited X для экономии и стиля, Overland и Summit для роскоши, Trailhawk для бездорожья, SRT и Trackhawk для динамики. S Limited в России (2020–2021) — переименованная Limited X, с минимальными отличиями для местного рынка. Различия в отделке, комфорте, аудиосистемах, подвеске (Nivomat в Overland для России) и технологиях (например, автоматический дальний свет и адаптивный круиз в Overland 2014) создают значительный разрыв. Тестируйте разные версии, чтобы выбрать подходящую.

       

      А.В. Гапонов.

       

      Заметили неточность? Напишите в комментариях. 

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.