Перейти к содержанию

Отказ системы полного привода, Service 4WD


chilintano

Рекомендуемые сообщения

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано

 

On 1/10/2022 at 12:03 AM, Лунный пчел said:

Будем наблюдать

Замена моторчика актуатора в раздатке не помогла. Отказ 4WD продолжает выскакивать.

За два месяца накопились некоторые наблюдения.

 

- После замены моторчика в заднем мосту проехал 900 км без ошибок.

- После замены блока управления 400 км.

- После замены моторчика в раздатке 75 км.

 

Ошибка продолжает плавать - когда полный привод не отказывает, он работает четко, позволяет как ехать по глубокому снегу и долго буксовать, так и резко разгоняться на ледяном асфальте.

 

Даже когда 4WD не работает, на приборке выскакивает ошибка "4WD hot", однократно, в сообщениях не висит. В памяти сохранена так:
"DTCM C2230-98 ETM_ACTIVE_OVERHEAT_PROTECTION - Component or system over temperature"

@Лунный пчел ее неделю назад считывал, и в Территории она была в скане.
Это может быть и признак механической поломки. Хотя как этот 4WD гребет в снегу если в нем, к примеру, зубья поломаны?!

 

После того как @Лунный пчел выйдет с больничного и разберет салон, останется только менять задний диф или продавать машину с большим дисконтом. Завтра приценюсь в Территории, полагаю, задний мост = Лада Гранта.

Или сниму задний мост целиком с полуосями и карданом и сделаю урода 2WD, облегченный вариант. Я в автошколе на Ниве учился, там передний привод был удален, как говорил инструктор - "для экономии топлива".

  • Ответов 102
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • chilintano

    46

  • Лунный пчел

    25

  • Voldemarych

    9

  • Nikolaus

    6

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

Сейчас все подменные детали полного привода вернул в территорию. 

Машина полностью с родными узлами.

В Территории, также, пошевелили правую полуось, проверили масло в заднем мосту, сказали - "люфта нет, масло чистое, без запаха, диф поменять можем, но не советуем, нет оснований, а денег потеряешь много!" 

Ошибки по перегреву на их скане тоже не было. Только питание моторчиков валится постоянно.

 

Стал наблюдать за ошибками с помощью Альфа ОБД.

 

Первая ошибка появляется при включении зажигания, до запуска двигателя:
C2050 Hall sensors supply Circuit voltage out of range

Стирание ошибки не помогает - через секунду снова появляется.

 

После запуска двигателя вторая ошибка:
C2260 Init Timeout Expired Circuit/component protection timeout

 

Далее еду 5 минут, добавляются C2060, C2070
C2060 Hall sensor 1 Component Failure

C2070 Hall sensor 2 Component Failure

Еще через 15 минут поездки добавляется еще одна:
C2270 EDA Hall sensor
Commanded position not reachable
Last test completed unsuccessfully

Затем еду 25 км, на переднем приводе, разумеется. Останавливаюсь, вкл.-выкл. двигатель, ошибок нет, стираю, еду еще 75 км по снегу и льду, полный привод все время работает, резкие разгоны-торможения, ошибок нет, перегрева нет, который ранее отмечался. ЧУДЕСА.

В двигателе и коробке ошибок нет и не появляются, к АБС не смог подключиться, "серый" адаптер требует.

@Лунный пчел когда включаешь зажигание - блок управления опрашивает датчики расположенные где, внутри моторов, раздатки, заднего моста? Сколько всего датчиков в сети управляемой мозгом полного привода? Если не военный секрет Фиата)

Последовательность ошибок, описанная выше, может помочь расследованию?

 

Еще отметил, что при включении зажигания, замыкается муфта раздатки:
PTU Clutch State: Connected

Про RDU в логах ничего нет. Говорит ли это о том, что во время первой ошибки при первом включении зажигания система пытается замкнуть "клатч" раздатки, не может из-за поломок внутри и выкидывает ошибку еще до запуска двигателя?

Можно вообще письмо со всей этой историей инженерам завода где делают Ренегад написать? Официально, через Рольф?


Наблюдение продолжаю.

Изменено пользователем chilintano
PTU Clutch State: Connected
36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано

Сегодня наблюдал за появлением ошибок и несколько раз отметил такую закономерность:
 

При включении зажигания и первых километрах движения все как описано в предыдущем посте #32 выше.

Затем после исчезновения активных ошибок, выезжаю на снег и делаю энергичное ускорение.

Появляется только одна ошибка: 

C2260 Init Timeout Expired Circuit/component protection timeout
Стираю ошибку, еду спокойно, не появляется.
Снова выезжаю на снег, разгон, снова одна C2260. Пять раз так повторял.

 

Заезжаю в глубокий снег, долго буксую, медленно продвигаюсь - не ошибок, п/п работает.

 

@Лунный пчел это может подтвердить механическую поломку, или наоборот, исключить?

К набору ошибок после первого старта сегодня добавлялась еще

"C2020 ECU internal fault Watchdog/safety Ճ failure" 
Именно с таким Армянским значком Ճ (тче). Но после прогрева не повторялась.
 

Собирал еще различные показания с датчиков, но ничего необычного там не увидел. Даже температуры поднимались весьма скромно.

 

Screenshot_20220202-201936_AlfaOBD.jpg

Screenshot_20220202-162435_AlfaOBD.jpg

Screenshot_20220202-153358_AlfaOBD.jpg

588
Автомобиль: Jeep Compass 2012
Город: Арзамас
Опубликовано
Опубликовано
9 часов назад, chilintano сказал:

К набору ошибок после первого старта сегодня добавлялась еще

"C2020 ECU internal fault Watchdog/safety Ճ failure" 
Именно с таким Армянским значком Ճ (тче). Но после прогрева не повторялась.

 

Если именно из этого блока (трансмиссии/полного привода ?) выходят питания на датчики и исполнительные механизмы полного привода, то с учетом указанной ошибки лично я бы направил свои стопы к ремонтёрам блоков, а если есть много денег, то пошел бы за новым таким.

 

Удачи.

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано
6 hours ago, Voldemarych said:

пошел бы за новым таким

Уже. Поставил полную копию блока с аналогичной по спецификации европейской машины в Территории. Набор ошибок и схема их возникновения никак не поменялись, поэтому вернул.

588
Автомобиль: Jeep Compass 2012
Город: Арзамас
Опубликовано
Опубликовано
1 час назад, chilintano сказал:

Уже. Поставил полную копию блока с аналогичной по спецификации европейской машины в Территории. Набор ошибок и схема их возникновения никак не поменялись, поэтому вернул.

 

Какая есть уверенность, что подменный блок 100% исправен ? Он был снят с абсолютно исправного автомобиля, который после продолжил успешно на нём грести всеми колесами ? или............ 

Мой первый PCM отлично работал при относительно тёплой погоде, как только Т падала ниже -5 - наставал полный звиздец. Это, конечно, не Ваш случай, но после перехода на бессвинцовые технологии в угоду "экологии" - "в мире электроники возможно всё"  😀

 

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано
1 hour ago, Voldemarych said:

уверенность, что подменный блок 100% исправен

Никакой!

Но есть косвенные признаки - меняли три часто ломающихся узла, по очереди: мотор актуатора заднего моста, блок управления, мотор актуатора раздатки. Еще прозванивали всю проводку (но без осмотра жгутов внутри салона). По сервис мануалам это адекватно возникающим ошибкам. При каждой замене список ошибок и порядок их возникновения не менялся.

Вероятность того, что подменные узлы с такого же авто с пробегом 20К имеют поломки, конечно, есть. Но что ТОЧНО такие же поломки, все же ничтожна, я полагаю. Или у меня совсем плохая карма. Но тогда все бесполезно.
А если на подменных узлах и есть поломки, но они не идентичны моим, то набор ошибок и порядок их возникновения должен был измениться, я полагаю.

152
Автомобиль: 2018 Compass LIMITED 2.4L
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано

Если логичные методы поиска неисправности не помогают, пора переходить на "не-логичные", например:

аккумулятор родной стоит? Ещё 2015 года? Когда включаешь зажигание, сколько вольт показывает?

 

Удачи!

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано
1 hour ago, serg102 said:

пора переходить на "не-логичные"

Спасибо за наводку, но это очень логично.

Во-первых @Лунный пчел сразу посмотрел напряжение в моменты возникновения ошибок и отметил, что батарея не при чем.
Во-вторых я сразу заменил батарею на новую и очень качественную, полностью заряженную, т.к. старая действительно была на подходе.

 

Есть еще одна большая засада, которая мне не дает спать два месяца:

У меня ошибка появляется каждый день, я ее стираю, она появляется и т.д.

Это стабильно и понятно - есть поломка.

Казалось бы, замени неисправную деталь и ошибка исчезнет сразу и навсегда.

А если заменил исправную деталь, а сломанная осталась - ошибка НЕ исчезнет, так ведь?
Логика очевидная? Или нет?

 

Так вот после ЛЮБЫХ манипуляций в сервисе и/или стирания ошибок дилерским сканом, после замены ЛЮБОЙ детали полного привода, ошибка исчезает и не проявляется несколько СОТ километров! Ее никак принудительно не вызвать, как я не пытался перегреть муфту буксованием в глубоком снегу сразу после каждого выезда из сервисов.

 

Соответственно, любой сервис выдаст мне условно "исправную" машину, что бы в ней не сделали и никак проверить эту "исправность" на месте нельзя. 

Это главный идиотизм ситуации с данной машиной.

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано

Ко всей свистопляске с полным приводом добавился еще глюк датчика температуры наружного воздуха - он теперь показывает только две цифры 1° или 2°, независимо от окружающей температуры.

Все таки, попрошу разобрать салон с вытаскиванием и проверкой жгутов проводки.

1 098
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

Кстати, датчик внешней температуры вполне может делать голову всей системе 4WD.

Уже было такое у кого- то. Не на карликовых,  на машинах поболе.

В зеркале, небось. Значит, в разъёме вода, на входе зеркала.

Изменено пользователем Giraffe
28
Автомобиль: Renegade
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано

Датчик температуры в правом зеркале часто выходит из строя. Это известная болячка, и действительно, его поломка может вылезать глюками в самых неожиданных местах. Я читаю ваши мытарства, сочувствую, но, думаю, надо собрать волю в кулак и смотреть всю проводку с разбором салона.

По ренегадам есть большое сообщество в Украине, там в основном все на битых машинах, привезенных из США, соответственно, на всяких глюках люди собаку съели. Попробуйте там проконсультироваться. https://t.me/RenegadeUA

  • Партнёр клуба
7 420
Автомобиль: chrysler
Город: Москва и рядом
Опубликовано
Опубликовано

да... есть такое... уже привозил несколько зеркал на BU

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано
2 часа назад, Nikolaus сказал:

По ренегадам есть большое сообщество в Украине,

Там сразу отправили во Львов) есть один надежный парень по Ренегадам, говорят))
А еще на разборку взять по $200 раздатку и задний мост и подкинуть) ну это я сомневаюсь, что прямо по 200 живые агрегаты)
Вообще я из Одессы, каждый год несколько раз на машине езжу, только не на этой, она для скоростных дорог не очень, возможно летом и привезу сразу все.

119
Автомобиль: Jeep cherokee KK 3.7
Город: Санкт-Петербург
Опубликовано
Опубликовано
В 26.01.2022 в 19:48, chilintano сказал:

 полный привод, позволяет как ехать по глубокому снегу и долго буксовать, так и резко разгоняться на ледяном асфальте.

 

Поправте если не прав, полный привод имеет ограничение по скорости(40) если речь о полном(4wd low) а если 4wd avto то это не полный, а подключение второго моста при пробуксовке и опр скорости. Суть в том, что может проблемы в неправильной эксплуатации.

 

 

28
Автомобиль: Renegade
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано
5 часов назад, up6 сказал:

да... есть такое... уже привозил несколько зеркал на BU

В этой же группе есть мужик, который сам эти датчики делает, чтоб все зеркало не менять. Думаю, по доставке договориться можно.

28
Автомобиль: Renegade
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано
2 часа назад, chilintano сказал:

Там сразу отправили во Львов)
А еще на разборку взять по $200 раздатку и задний мост и подкинуть)

Ну, это специфика локации и образа мыслей. Не в Ростов же им вас направлять ) и да, у них там все либо по разборкам, либо из Польши, нам в этом плане сложней. Тем более, вы туда ездите. Я видел там ваши сообщения, по ответам тоже многие говорят про электрику... 

 

Оффтопом, а почему не для скоростной езды? И что есть скоростная? ) У меня недопривод до Питера по платке 160 легко. 

 

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано
59 минут назад, Nikolaus сказал:

Оффтопом, а почему не для скоростной езды? И что есть скоростная? ) У меня недопривод до Питера по платке 160 легко.

Конечно, я ездил по М11 и М4 210 по спидометру и 190 на GPS.

Дорогу машина держит отлично! И тормоза достойные! Но шумоизоляция у нас как на барабане.
Расход 95го 16 литров) А в Украине 1 Евро стоит литр, а ограничений по скорости нет)
Так вот на дизельном седане и тишина в салоне и комфорт по посадке и простору, и расход 6-7 литров при быстрой езде и 5 литров по России с камерами.

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано
1 час назад, Nikolaus сказал:

Я видел там ваши сообщения, по ответам тоже многие говорят про электрику... 

 

Общение в телеграм-чате, конечно, такое себе. Не для старых людей, кто читает и думает. Для молодых, с клиповым мышлением, скорее.

  • Партнёр клуба
7 420
Автомобиль: chrysler
Город: Москва и рядом
Опубликовано
Опубликовано

ага

1 час назад, Nikolaus сказал:

В этой же группе есть мужик, который сам эти датчики делает, чтоб все зеркало не менять. Думаю, по доставке договориться можно.

ага, чтобы потом, если его поделки шлаком окажутся, мне мозги имели... нее, я так не работаю... продал и забыл, вот наш девиз

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано

А при отказе датчика температуры за бортом зеркало сразу целиком всё?
Правое или левое? И не нужно хоть разобрать посмотреть что там? Может коррозия контактов?

  • Партнёр клуба
7 420
Автомобиль: chrysler
Город: Москва и рядом
Опубликовано
Опубликовано

правое, левое не спрашивали ни разу пока

 

28
Автомобиль: Renegade
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано (изменено)
2 часа назад, chilintano сказал:

А при отказе датчика температуры за бортом зеркало сразу целиком всё?
Правое или левое? И не нужно хоть разобрать посмотреть что там? Может коррозия контактов?

Правое. Датчик сам видно снаружи, внизу пипка торчит. Отдельно не поставляется, судя по отзывам, замена вместе с зеркалом. Корпус зеркала снять легко, в инете полно описаний.

Изменено пользователем Nikolaus
28
Автомобиль: Renegade
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано (изменено)

Хотя... На ebay есть. https://www.ebay.co.uk/itm/133688436953 Но надо изучить вопрос дополнительно, отчего-то же меняли целиком...

 

 Вот тут мужик сам колхозит его. Комменты почитайте, там один писал, что после замены перестал полный привод отваливаться. )

Изменено пользователем Nikolaus
1 098
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано
4 часа назад, Nikolaus сказал:

В этой же группе есть мужик, который сам эти датчики делает, чтоб все зеркало не менять.

Вы обсуждаете так, словно уже нашли, в чем неисправность.

А это совершенно не так.

Ещё раньше, в какой то теме Лунный советовал снять обшивку и посмотреть разъём зеркала на окисления. Это сделано? Нет. Может, этим все и закончится.

Да, будь у меня датчик под подозрением, я бы давно откусил проводку от существующего датчика где- то в районе BCM, и выкинул бы под передний бампер аналогичный датчик от Каравана, коих вагон и маленькая тележка на любой разборке- отдадут за 300 рублей, и в попу поцелуют, что забрал- потому что они не ломаются.

Именно так решается эта проблема на Рэмах. Потому что зеркало дорого, и бессмысленно.

5 628
Автомобиль: Renegade 2015-2025
Город: МСК 9оз1912ЧЧ2
Опубликовано
Опубликовано

В данном случае, неисправность полного привода не зависит от датчика температуры.

Будем разбирать салон.

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано

Сегодня 4WD весь день работает, в режиме "снег", носился по заснеженным дорогам не мог ошибку поймать.
Зато климат-контроль отрубился!
 

Это уже не авто, а гибнущий Аполлон 13!!

5 628
Автомобиль: Renegade 2015-2025
Город: МСК 9оз1912ЧЧ2
Опубликовано
Опубликовано

Надо передать его в заботливые руки нового владельца.:lol2:

1 098
Автомобиль: Liberty 2.0 CRD
RAM 2500 6.7 тоже дизель
Город: Москва
Опубликовано
Опубликовано

Желательно, в руки владельца Матиза. Или Калины. Кто попадётся.

 

36
Автомобиль: Renegade 2015
Город: Moscow
Опубликовано
Опубликовано

Пока не могу( Чувствую личную ответственность). Тем более честному гражданину такое передавать) Надо починить.

 

Вот производителю или продавцу передал бы без зазрения совести.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Кто в онлайне   5 пользователей, 0 анонимных, 434 гостей (Посмотреть всех)

    • A.Vladimirov
    • xmo97
    • Schv
    • Baijanov.ph
    • MishaS
  • Бортжурналы


    1. Владелец Jeep Compass 2019 года выпуска с пробегом 218 тысяч километров столкнулся с крайне неприятной и неожиданной ситуацией – автомобиль перестал ехать в самый неподходящий момент. Первым и самым очевидным симптомом стала полная разрядка аккумуляторной батареи, которая привела к потере электропитания и остановке двигателя. Такие случаи ярко демонстрируют, насколько современные автомобили, включая модели Jeep, зависят от исправной работы электросистемы. Проблема не только в том, что машина не заводится, но и в том, что отказ электроники может произойти прямо во время движения, что потенциально создает опасную ситуацию на дороге. Невозможность продолжить путь – это всегда серьезное неудобство, которое требует оперативного и, что самое главное, квалифицированного решения.

      Что выявила диагностика: корень проблемы

      Тщательная диагностика в нашем сервисе TRS Motors быстро выявила истинную причину неисправности. Ею оказался генератор, а точнее – критически важный элемент в его конструкции: обгонная муфта. Эта муфта выполняет роль связующего звена между шкивом генератора и ремнем вспомогательных агрегатов, позволяя ей проскальзывать при резких изменениях оборотов двигателя, тем самым защищая сам генератор от перегрузок и преждевременного износа. В данном случае муфта полностью вышла из строя, разрушившись механически. В результате вал генератора начал вращаться вхолостую, не передавая крутящий момент на сам генератор, который, в свою очередь, перестал выполнять свою основную функцию – заряжать аккумулятор во время работы двигателя.

      Для чего нужна обгонная муфта и почему она ломается

      Обгонная муфта – это инженерное решение, предназначенное для гашения крутильных колебаний и вибраций, которые неизбежно возникают в работе двигателя. Она работает по принципу храпового механизма, свободно прокручиваясь в одном направлении и заклинивая в другом. Это сглаживает рывки ременной передачи, значительно повышая ресурс как самого генератора, так и ремня. Основными причинами выхода муфты из строя являются естественный износ после большого пробега, постоянные высокие нагрузки на электрооборудование автомобиля, а также использование неоригинальных или некачественных комплектующих при предыдущих заменах. Пробег в 218 тысяч километров является вполне типичным для проявления такой неисправности.

      Как проводится ремонт генератора Jeep Compass

      Ремонтные работы предполагают несколько ключевых этапов. Первым делом необходимо аккуратно снять генератор с двигателя, обеспечив к нему свободный доступ. После демонтажа производится разборка генератора для тщательного осмотра всех внутренних компонентов на предмет сопутствующих повреждений. Основное действие – это замена неисправной обгонной муфты на новую, оригинальную и качественную деталь. Перед установкой нового узла крайне важно очистить и проверить посадочные места и контактные группы. После сборки генератор устанавливается на место, производится натяжение ремня согласно спецификациям производителя и выполняется контрольная диагностика напряжения заряда для подтверждения исправной работы всей системы.

      Важность профессионального подхода к ремонту

      Данный случай наглядно показывает, что даже такая, казалось бы, мелочь, как небольшая муфта, может полностью обездвижить современный автомобиль. Самостоятельные попытки ремонта без специального оборудования и знаний часто приводят к более серьезным и дорогостоящим последствиям, таким как повреждение шкива, обрывы ремня или выход из строя нового генератора. Обращение в специализированный сервис, такой как TRS Motors, который имеет опыт работы с кроссоверами Jeep, гарантирует точную диагностику, использование правильных запчастей и долгосрочный результат. Регулярная проверка состояния генератора и ременного привода во время планового ТО поможет заранее выявить износ муфты и избежать внезапной поломки.

    2. https://rutube.ru/video/3cf762b9bd377e8ed9a98d36b980e94d/

      К нам приехал DODGE RAM 1500 двигатель 5.7 2010 год пробег 145 000 тысяч.км. Проблема – пропуски зажигания в пятом цилиндре. Компрессия при этом в норме. Автомобиль до нас побывал в нескольких сервисах. На нем успели поменять свечи, катушки зажигания, но от этого ничего не поменялось.

      1 Пропуски зажигания в 5 цилиндре.png

      Будем разбирать двигатель. Сняли впускной коллектор, клапанные крышки, толкатели. Пока все снятые детали не имеют видимых повреждений.

      2 Клапанные крышки толкатели.png

      Снимаем головки блока цилиндров. Камера сгорания на них полусферической формы, которая и должна это самое сгорание улучшать. За полусферическую форму камеры сгорания эти двигатели получили название Hemi. HEMIspherical — «полусферический».

      3 Головка блока.png

      Вот поршень пятого цилиндра. Мы его почистили, чтобы проверить нет ли на нем прогара. Поршень в норме.

      4 Поршень 5 цилиндра.png

      Рассухарили клапана пятого цилиндра – они тоже в норме.

      5 Клапана 5 цилиндра.png

      Распредвал на этом двигателе расположен внизу в блоке цилиндров. Гидрокомпенсаторы клапанов тоже установлены в блоке цилиндров. Они стоят блоками по четыре штуки.

      Снимем гидрокомпенсаторы пятого цилиндра, и осмотрим их состояние. Вот и причина всех бед. На одном из гидрокомпенсаторов заклинил ролик. И поверхность его надрана распредвалом.

      6 Гидрокомпенсаторы 5 цилиндра.png

      Распредвал, скорее всего, тоже пострадал. Как уже говорил, стоит он в блоке цилиндров. Доставать его нужно, выдвигая вперед.

      И что мы видим? Один кулачок просто «съеден» заклинившим роликом гидрокомпенсатора.

      7 Распредвал кулачок 5 цилиндра.png

      Вот это и привело к тому, что выпускной клапан в пятом цилиндре не открывался. Компрессия при этом есть, а цилиндр не работает, поскольку заполнить его рабочей смесью не получается.

      Ставим новый блок гидрокомпенсаторов на пятый цилиндр.

      8 Новый блок гидрокомпенсаторов.png

      Но это еще не все проблемы этого мотора. Стружка от заклинившего гидрокомпенсатора и «съеденного» распредвала попала в масляную систему и забила сетки клапанов, отвечающих за отключение цилиндров. Их тоже придется заменить. Иначе система MDS (Multi Displacement System), позволяющей отключить половину цилиндров будет работать некорректно. Масляные каналы надо как следует промыть, чтобы новые клапана не повторили судьбу старых.

      9 Клапана MDS.png

      Гидрокомпенсаторы на двигателях с MDS имеют отверстия для деактивации.

      10 Отверстия для деактивации.png

      Собираем двигатель.

      Заводим. Прогреваем. Работает ровно, как и положено работать V8. Делаем компьютерную диагностику. Ошибок по пропускам зажигания больше нет.

      11 Ошибок по пропускам нет.png

    3. Jeep Grand Cherokee WK2 (2010–2021) — популярный внедорожник на вторичном рынке России, но его комплектации, включая специальные версии S Limited и Limited X, часто вызывают вопросы. Модель пережила два рестайлинга: первый в 2013 году (модельные годы 2014–2016) и второй в 2016 году (модельные годы 2017–2021). Каждый рестайлинг вносил изменения в оснащение, отделку, подвеску, шумоизоляцию и технологии. Мы разберём комплектации (Laredo, Limited, S Limited/Limited X, Overland, Summit, Trailhawk, SRT и Trackhawk), их целевую аудиторию, ключевые различия, включая материалы отделки, опции комфорта (подогрев, вентиляция сидений, электропривод багажника), системы безопасности (автоматический дальний свет, удержание в полосе, датчики света и дождя) и особенности подвески, с акцентом на российский рынок.

      Дорестайлинг (2010–2013)

      Основные комплектации и опции

      • Laredo: Базовая комплектация для практичных покупателей, ищущих надёжный внедорожник для семьи и умеренного бездорожья.

        • Оснащение: Тканевый салон (иногда искусственная кожа), двухзонный климат-контроль, 17-дюймовые колёса, мультимедиа с 5-дюймовым экраном (Uconnect 8.4" в 2013 году в некоторых регионах).

        • Отделка: Пластиковые панели на консоли и дверях, тканевые вставки. Руль — искусственная кожа.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних сидений — опция, вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция в пакете Laredo X.

        • Системы безопасности: Камера заднего вида (опция), парктроники (опция), датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Базовая 6-динамиковая (320 Вт) с AM/FM, CD, AUX. Опционально — Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Trac I (без понижающей передачи) или Quadra-Trac II (с понижающей передачей, опция).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat.

        • Другие опции: Ксеноновые фары, запуск с кнопки (опция в 2013 году).

      • Limited: Средний уровень для тех, кто хочет больше комфорта и технологий.

        • Оснащение: Кожаный салон (Capri, чаще искусственная), подогрев передних и задних сидений, камера заднего вида, 18-дюймовые колёса, Uconnect 8.4" (с 2013 года).

        • Отделка: Искусственная кожа Capri на сиденьях, пластиковые панели с кожаными вставками, руль — натуральная кожа.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений — стандарт, вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция (стандарт в 2013 году).

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет (опция)

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Trac II, опционально Quadra-Drive II (с блокировкой дифференциала).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Пневмоподвеска Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, навигация, ксеноновые фары.

      • Overland: Премиальная комплектация для роскоши и внедорожных возможностей.

        • Оснащение: 20-дюймовые колёса, панорамная крыша, навигация, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Натуральная кожа Nappa, кожаные вставки на дверях и консоли, деревянные панели (Open Pore Wood). Пластик только в нижних частях.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Ксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт). Адаптивный круиз-контроль (опция с 2013 года). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт), опционально Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Drive II с понижающей передачей.

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift (165–270 мм) 

        • Другие опции: Подогрев руля, система Selec-Terrain.

      • SRT-8: Спортивная версия для энтузиастов скорости.

        • Оснащение: 6.4-литровый HEMI V8 (470 л.с.), спортивная подвеска Bilstein, тормоза Brembo (380 мм спереди, 350 мм сзади), 20-дюймовые диски, спортивные сиденья.

        • Отделка: Кожа Nappa и замша, карбоновые вставки, пластик в нижних частях.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Ксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт). Адаптивный круиз-контроль (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Trac с акцентом на заднюю ось (65/35).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, спортивный режим Selec-Track, панорамная крыша.

       

      Подвеска

      • Laredo, Limited: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

      • Overland: Пневмоподвеска Quadra-Lift (стандарт в США/Европе), в России — стальная пружинная с Nivomat (задние).

      • SRT-8: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

      Шумоизоляция

      • Laredo: Базовая, шум шин и ветра заметен.

      • Limited: Улучшенная за счёт дополнительных материалов.

      • Overland: Высокий уровень с многослойными стёклами.

      • SRT-8: На уровне Limited, но выхлоп и шины увеличивают шум.

      Ощущения при езде

      • Laredo, Limited: Комфортные, мягкая подвеска, но с кренами.

      • Overland: Плавная и универсальная благодаря Nivomat (в России) или Quadra-Lift (в других регионах).

      • SRT-8: Спортивная динамика, но жёсткая подвеска снижает комфорт.

      Первый рестайлинг (2013–2016, модельные годы 2014–2016)

      Основные изменения

      Введена 8-ступенчатая АКПП ZF 8HP, обновлённый дизайн (оптика, бампера, решётка радиатора), Uconnect 8.4" стал стандартом для Limited и выше. Появилась комплектация Summit. Адаптивный круиз-контроль — опция для Overland, недоступен в Limited.

      • Laredo:

        • Оснащение: Ткань или искусственная кожа, 17-дюймовые колёса, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Пластиковые панели, частично с искусственной кожей. Руль — кожаный.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних сидений (опция), вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция (стандарт в Laredo X).

        • Системы безопасности: Камера заднего вида, парктроники (опция), датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Базовая 6-динамиковая (320 Вт) или Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat.

        • Другие опции: Ксеноновые фары, навигация, запуск с кнопки.

      • Limited:

        • Оснащение: Кожа Capri (иногда натуральная), 18-дюймовые колёса, подогрев передних и задних сидений, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Кожа Capri, пластиковые панели с кожаными и деревянными вставками (опция).

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений — стандарт, вентиляция — опция с 2015 года (в пакетах Luxury Group II или 75th Anniversary).

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (опция). Автоматический дальний свет и удержание в полосе недоступны.

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, навигация, автопарковщик (редко).

      • Overland:

        • Оснащение: 20-дюймовые колёса, панорамная крыша, навигация, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Натуральная кожа Nappa, кожаные панели, деревянные вставки (Open Pore Wood). Пластик минимален.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Ксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт). Адаптивный круиз-контроль (опция), автоматический дальний свет (опция с пакетом Advanced Technology Group).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт, стандарт с 2014 года; в 2013 году — Alpine 506 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Drive II.

        • Подвеска: На российском рынке — стальная пружинная с саморегулирующимися амортизаторами Nivomat (задние); Quadra-Lift стандартна в США/Европе.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Terrain, адаптивная оптика.

      • Summit (с 2014 года):

        • Оснащение: Многослойные стёкла, кожа Nappa (Laguna с 2015 года), адаптивная оптика, 20-дюймовые колёса.

        • Отделка: Премиальная кожа Nappa/Laguna, кожаные панели, деревянные вставки. Пластик отсутствует.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений — стандарт.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль (опция), автоматический дальний свет (опция с 2015 года), парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Полный привод: Quadra-Drive II.

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift.

        • Другие опции: Система шумоподавления, подогрев руля, проекционный дисплей (редко).

      • SRT:

        • Оснащение: 6.4-литровый HEMI V8 (475 л.с.), адаптивная подвеска Bilstein, тормоза Brembo, 20-дюймовые диски.

        • Отделка: Кожа Nappa и замша, карбоновые вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль (опция), ксеноновые фары, парктроники, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Track, панорамная крыша.

      Подвеска

      • Laredo, Limited: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

      • Overland: Стальная пружинная с Nivomat (задние) на российском рынке; Quadra-Lift стандартна в США/Европе.

      • Summit: Пневмоподвеска Quadra-Lift.

      • SRT: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

      Шумоизоляция

      • Laredo: Базовая, шум шин и ветра заметен.

      • Limited: Улучшенная за счёт дополнительных материалов.

      • Overland: Высокий уровень с многослойными стёклами.

      • Summit: Эталонная с системой шумоподавления.

      • SRT: Хорошая, но выхлоп и шины увеличивают шум.

      Ощущения при езде

      • Laredo, Limited: Плавная езда, но с кренами.

      • Overland: Плавная и универсальная благодаря Nivomat (в России) или Quadra-Lift (в других регионах).

      • Summit: Максимальный комфорт благодаря пневмоподвеске.

      • SRT: Спортивная динамика, жёсткая подвеска.

      Второй рестайлинг (2016–2021, модельные годы 2017–2021)

      Основные изменения

      Добавлены Trailhawk, Trackhawk (с 2018 года), S Limited (в России, эквивалент Limited X), Apple CarPlay/Android Auto, системы ADAS (автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон). Косметические изменения в дизайне.

      • Laredo:

        • Оснащение: Ткань или искусственная кожа, 17-дюймовые колёса, Uconnect 8.4".

        • Отделка: Пластиковые панели с искусственной кожей. Руль — кожаный.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних сидений (опция), вентиляция недоступна.

        • Электропривод багажника: Опция.

        • Системы безопасности: Камера заднего вида, парктроники (опция), датчики света и дождя (опция), автоматический дальний свет и удержание в полосе (опции с 2017 года).

        • Аудиосистема: Базовая 6-динамиковая (320 Вт) или Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat.

        • Другие опции: Навигация, ксеноновые фары, пневмоподвеска (редко).

      • Limited:

        • Оснащение: Кожа Capri (натуральная в поздних версиях), 18-дюймовые колёса, подогрев сидений.

        • Отделка: Кожа Capri, пластиковые панели с кожаными и деревянными вставками.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений, вентиляция передних сидений — опция.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (опция), автоматический дальний свет и удержание в полосе (опции с 2017 года).

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, пневмоподвеска, автопарковщик.

      • S Limited (в России, эквивалент Limited X) (2020–2021):

        • Оснащение: На базе Limited, 20-дюймовые колёса (чёрные или хром), Uconnect 8.4" с Apple CarPlay/Android Auto, подогрев сидений, электропривод багажника.

        • Отделка: Кожа Capri (натуральная), премиальные вставки (дерево или алюминий), чёрные акценты.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев передних и задних сидений, вентиляция передних сидений — опция.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Парктроники, камера заднего вида, датчики света и дождя (стандарт), автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон (опции).

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт), Harman Kardon (825 Вт) — опция.

        • Полный привод: Quadra-Trac II, опционально Quadra-Drive II.

        • Подвеска: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

        • Другие опции: Панорамная крыша, навигация, адаптивная оптика, чёрные или хромированные акценты экстерьера.

        • Примечание: В России S Limited — маркетинговое название для Limited X, используемого в США и других странах с 2018 года (модельный год 2019). Отличия минимальны, связаны с региональными настройками (например, усиленный обогрев для российского климата).

      • Overland:

        • Оснащение: Пневмоподвеска Quadra-Lift (в США/Европе, редко в России), 20-дюймовые колёса, панорамная крыша.

        • Отделка: Кожа Nappa, кожаные панели, деревянные вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, автопарковщик, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift .

        • Другие опции: Подогрев руля, адаптивная оптика, Selec-Terrain.

      • Summit:

        • Оснащение: Многослойные стёкла, кожа Nappa/Laguna, адаптивная оптика.

        • Отделка: Премиальная кожа Laguna, кожаные панели, деревянные вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, автопарковщик, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift.

        • Другие опции: Система шумоподавления, проекционный дисплей (редко).

      • Trailhawk (с 2017 года):

        • Оснащение: Пневмоподвеска Quadra-Lift, внедорожные шины, защита днища, красная прострочка.

        • Отделка: Кожа и замша, пластиковые панели с кожаными вставками, красные акценты.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Камера заднего вида, парктроники, датчики света и дождя (стандарт), автоматический дальний свет и удержание в полосе (опции).

        • Аудиосистема: Alpine с 9 динамиками (506 Вт).

        • Подвеска: Пневмоподвеска Quadra-Lift с увеличенными ходами.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Terrain, буксировочный пакет.

      • SRT:

        • Оснащение: 6.4-литровый HEMI V8 (475 л.с.), подвеска Bilstein, тормоза Brembo.

        • Отделка: Кожа Nappa и замша, карбоновые вставки.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Track, панорамная крыша.

      • Trackhawk (с 2018 года):

        • Оснащение: 6.2-литровый V8 HEMI (707 л.с.), тормоза Brembo, 20-дюймовые диски.

        • Отделка: Кожа Laguna, карбоновые вставки, минимум пластика.

        • Подогрев/вентиляция сидений: Подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений.

        • Электропривод багажника: Стандарт.

        • Системы безопасности: Адаптивный круиз-контроль, автоматический дальний свет, удержание в полосе, контроль слепых зон, датчики света и дождя (стандарт).

        • Аудиосистема: Harman Kardon с 19 динамиками (825 Вт).

        • Подвеска: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

        • Другие опции: Подогрев руля, Selec-Track, адаптивная оптика.

      Подвеска

      • Laredo, Limited, S Limited/Limited X: Многорычажная пружинная, без Nivomat. Quadra-Lift — редкая опция.

      • Overland: Пневмоподвеска Quadra-Lift 

      • Summit, Trailhawk: Пневмоподвеска Quadra-Lift, с увеличенными ходами для Trailhawk.

      • SRT, Trackhawk: Адаптивная спортивная подвеска Bilstein.

      Шумоизоляция

      • Laredo: Базовая, шум шин и ветра заметен.

      • Limited, S Limited/Limited X: Улучшенная с многослойными стёклами.

      • Overland: Высокий уровень с многослойными стёклами.

      • Summit: Эталонная с системой шумоподавления.

      • Trailhawk: Сбалансированная, но внедорожные шины добавляют шум.

      • SRT, Trackhawk: Хорошая, но двигатель и шины увеличивают шум.

      Ощущения при езде

      • Laredo, Limited, S Limited/Limited X: Плавная езда, но с кренами.

      • Overland: Плавная и универсальная благодаря  Quadra-Lift 

      • Summit: Максимальный комфорт благодаря пневмоподвеске.

      • Trailhawk: Уверенная на бездорожье, жёстче на асфальте.

      • SRT, Trackhawk: Спортивная динамика, жёсткая подвеска.

      Ключевые отличия и рекомендации

      • Laredo: Для экономных покупателей. Ткань или искусственная кожа, минимум опций, без вентиляции и ADAS. Подходит для семей.

      • Limited: Баланс цены и комфорта. Кожа Capri, подогрев, электропривод багажника, вентиляция как опция.

      • S Limited/Limited X: Премиальная версия Limited с улучшенной отделкой, 20-дюймовыми колёсами, Apple CarPlay/Android Auto, ADAS (опции). В России S Limited (2020–2021) — маркетинговое название Limited X (2018–2021 в других странах).

      • Overland: Премиум с кожей Nappa, пневмоподвеской Quadra-Lift, музыкой Harman Kardon, датчики света/дождя, автоматический дальний свет (опция в 2014 году). Для длительных поездок и бездорожья.

      • Summit: Максимальная роскошь с кожей Laguna, шумоподавлением, полным набором ADAS.

      • Trailhawk: Для бездорожья с практичной отделкой, пневмоподвеской, Alpine.

      • SRT и Trackhawk: Для энтузиастов скорости. Премиальная кожа, спортивные настройки, Harman Kardon, но меньше комфорта.

      Невидимые, но ощутимые отличия

      • Подвеска: Nivomat в Overland (Россия 2014-2016) обеспечивает выравнивание при нагрузке, пневмоподвеска Quadra-Lift в Overland , Summit и Trailhawk улучшает проходимость, Bilstein в SRT/Trackhawk — для динамики.

      • Шумоизоляция: Summit и Overland лидируют, Laredo и Trailhawk отстают из-за шин.

      • Аудиосистемы: Базовая в Laredo, Alpine в Limited, S Limited/Limited X, Trailhawk, Harman Kardon в Overland, Summit, SRT, Trackhawk.

      • Отделка: Laredo, Limited, S Limited/Limited X — больше пластика, Overland и Summit — кожа и дерево, Trailhawk — практичная замша, SRT/Trackhawk — спортивные акценты.

      • АКПП: 8-ступенчатая ZF (с 2013 года) делает переключения плавными, особенно в SRT и Trackhawk.

      • Электроника: Summit и Overland предлагают полный набор ADAS, Laredo, Limited, S Limited/Limited X — базовые функции.

      Вторичный рынок в России

      Grand Cherokee WK2 ценится за надёжность. Laredo и Limited популярны из-за цены (1.5–3 млн рублей в 2025 году). S Limited (Limited X), Overland и Summit  купить сложнее, для премиум-покупателей. Trailhawk редок, но востребован для бездорожья. SRT и Trackhawk — выбор энтузиастов, но дороже в обслуживании.

      Заключение

      Jeep Grand Cherokee WK2 предлагает комплектации для разных задач: Laredo, Limited, S Limited/Limited X для экономии и стиля, Overland и Summit для роскоши, Trailhawk для бездорожья, SRT и Trackhawk для динамики. S Limited в России (2020–2021) — переименованная Limited X, с минимальными отличиями для местного рынка. Различия в отделке, комфорте, аудиосистемах, подвеске (Nivomat в Overland для России) и технологиях (например, автоматический дальний свет и адаптивный круиз в Overland 2014) создают значительный разрыв. Тестируйте разные версии, чтобы выбрать подходящую.

       

      А.В. Гапонов.

       

      Заметили неточность? Напишите в комментариях. 

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.