Перейти к содержанию

Гранд ZJ 5.9 - обсуждение


obep315

Рекомендуемые сообщения

75
Автомобиль: ХОРОШИЙ
Город: Новосибирск
Опубликовано

Всем привет!

Есть вопрос: как убрать ограничение скорости 180км/ч?

Как убрать 180 незнаю,но максимум разгонял своего 195.

Страшно,,,, однако, потом тормозить.

Ссылка на комментарий
923
Автомобиль: Jeep ZJ 98 г. 5
9 л.
Лада-Веста 2017 г.
Город: Москва
Опубликовано

Есть вопрос: как убрать ограничение скорости 180км/ч?

Ого! :D

Ссылка на комментарий
44
Автомобиль: Grand Cherokee 5.9 СА
Город: Пермь
Опубликовано

Как убрать 180 незнаю,но максимум разгонял своего 195.

Страшно,,,, однако, потом тормозить.

Мой упирается в 175-180, а на тахометре всего 3 с копейкой тыс., непорядок.

Ссылка на комментарий
75
Автомобиль: ХОРОШИЙ
Город: Новосибирск
Опубликовано

Мой упирается в 175-180, а на тахометре всего 3 с копейкой тыс., непорядок.

Где в электрике глюк.

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Друзья, короткий быстрый вопрос: если на холостом ходу при работающем кондюке (+ вентилятор на 1 скорости, разумеется) + фары + музыка натуральным образом пульсирует свет на лампах подсветки панели, салонных лампах, экранах монитора диагностики, то что это может значить? Пульсацию видно невооруженным взглядом. Напряжение стоит в районе 13.0. Может ли это быть хана щеткам и как проверить?

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Так, ладно, пофиг на них пока. В очередной раз помирает первая скорость вентилятора: подшипник накрывается, смазать его не получается, обороты низкие => щетки горят. Решение этой проблемы - покупка нового электродвигателя всего-то за 70 баксов, но нехорошие люди из амазона не доставляют в Россию!!! (http://www.amazon.com/VDO-PM9069-Radiator-Fan-Motor/dp/B000C7QSBG/ref=au_pf_pfg_s?ie=UTF8&Model=Grand%20Cherokee|349&n=15684181&s=automotive&Make=Jeep|42&Year=1998|1998&vehicleType=automotive&newCar=1&carId=001)

 

Друзья, может кто знает, где достать этот чертов двигатель VDO PM9069 Radiator Fan Motor? Экзист не доставляет точно.

Ссылка на комментарий
923
Автомобиль: Jeep ZJ 98 г. 5
9 л.
Лада-Веста 2017 г.
Город: Москва
Опубликовано

Друзья, короткий быстрый вопрос: если на холостом ходу при работающем кондюке (+ вентилятор на 1 скорости, разумеется) + фары + музыка натуральным образом пульсирует свет на лампах подсветки панели, салонных лампах, экранах монитора диагностики, то что это может значить? Пульсацию видно невооруженным взглядом. Напряжение стоит в районе 13.0. Может ли это быть хана щеткам и как проверить?

Наверно генератор "устал" (вполне возможно и щетки). Либо с массой проблемы.

У меня ничего подобного нет. Ведь в 5,9 штатно идет очень мощный генератор. 150 ампер кажется.

Изменено пользователем Sergey_B
Ссылка на комментарий
75
Автомобиль: ХОРОШИЙ
Город: Новосибирск
Опубликовано

Наверно генератор "устал" (вполне возможно и щетки). Либо с массой проблемы.

У меня ничего подобного нет. Ведь в 5,9 штатно идет очень мощный генератор. 150 ампер кажется.

Сереж, а может и от 5.2 гена стоит.

Ссылка на комментарий
923
Автомобиль: Jeep ZJ 98 г. 5
9 л.
Лада-Веста 2017 г.
Город: Москва
Опубликовано

Сереж, а может и от 5.2 гена стоит.

Но, думаю, всё-равно не будет так просаживаться на исправном генераторе.

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Генератор я проверю, хоть и лень его снимать :) Надеюсь, все же, что щетки. Массы, кстати, полного списка нет? я бы протянул все.

 

Давайте лучше обсудим мотор вентилятора, как мне его добыть, может кто-то уже пробивался через запрет пересылки на амазоне?

Изменено пользователем Logarifm
Ссылка на комментарий

Но, думаю, всё-равно не будет так просаживаться на исправном генераторе.

Может.

Корыта наши не первой свежести, проводка-контакты ослаблены. Ничего удивительного.

 

Кстати, для проверки, можно гену возбудить внешним РР, от тазика.

 

как мне его добыть

На ебе поищи.

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

В общем, да, 1 скорость мне уже не восстановить. Выгорело все, что могло :) Друзья, скажите мне, пожалуйста, пока я ищу новый мотор вентилятора: как мне заставить 2 скорость включаться при температуре 1? От кондюка я откажусь временно, пусть кулер врубается лишь когда горячо. Но 107 температура включения 2 скорости - это перебор, я так двигатель убью. Как ее понизить? Может можно сигнал от датчика 1 скорости кинуть на 2?

 

на ебее тоже, увы, только в США.

Изменено пользователем Logarifm
Ссылка на комментарий
67
Автомобиль: джип гранд чероки
1997г.в.
объем 5
9л.
Город: саратов
Опубликовано

Володь, на крыле, возле АКБ, стоит два реле вентилятора (1-я и 2-я скорости). Они включаются от нижнего и верхнего температурных датчиков, стоящих в патрубках. Перекинь провод от верхнего температурного датчика на реле 2-й скорости кулера и все. Распиновку дать или сам догадаешься?

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Лучше дай, просто я уже пытался это сделать и не смог разобрать разъем!!!! :( Понимаю, что "лошара", но мне от этого не легче. Пластик хрупкий за давности лет, боюсь сломать. Был бы благодарен за инструкцию для тех, кто в танке :)

Ссылка на комментарий
  • Партнёр клуба
7 171
Автомобиль: chrysler
Город: Москва и рядом
Опубликовано

zj807055.gif

 

zj880281.gif

 

1 C25 10RD/WT HIGH SPEED RADIATOR FAN OUTPUT

2 - -

3 C23 10DG LOW SPEED RADIATOR FAN OUTPUT

4 Z1 10BK GROUND

 

 

zj880403.gif

1 C25 10RD/WT RELAY OUTPUT

2 Z1 16BK GROUND

3 C111 16DG/YL IGNITION RELAY OUTPUT

4 F143 10LG/RD FUSED B(+)

 

 

zj880552.gif

1 C23 10DG RELAY OUTPUT

2 C4 16TN/BK RELAY CONTROL

3 C116 16LG/WT FUSED IGN. (ST-RUN)

4 F143 10LG/RD FUSED B(+)

 

в крайнем случае можно замкнуть скрепкой разъем нужного температурного датчика

Изменено пользователем up6
Ссылка на комментарий
67
Автомобиль: джип гранд чероки
1997г.в.
объем 5
9л.
Город: саратов
Опубликовано

Ну тогда держи :crazy:

 

Если встать у правого крыла авто лицом к двигателю, то возле АКБ на брызговике стоят две релюхи. Первой от радиатора дадим №1 (она включает первую скорость карлсона), второй - №2 (включает 2-ю скорость). В каждую релюшку воткнут разъем с 4-мя проводами. Нас интересут зеленый толстый провод от первой релюхи (нога №30)- он подает питание на 1-ю скорость, и такой же толстый красный провод с белой полосой второго реле (тоже нога №30) - он дает ток на вторую скорость. Тут два варианта. Можешь нарастить проводку нижнего датчика (стоит в нижнем патрубке)и воткнуть его штекер в верхний датчик. При этом штекер реле №1 откинуть. Тогда получиться, что замыкание датчика температуры, который соединен с реле №2, будет происходить на температуре включения 1-ой скорости, но сигнал он будет давать да реле №2 (вторая скорость). Можно пойти другим путем: Датчики не трогать, отсоединить штекер реле №2, а идущий к нему касный провод с белой полосой соединить с толстым зеленым проводом реле №1, но обязательно отсоединив этот зеленый провод от кулера! Это важно!!! При любых манипуляциях нельзя допустить, что-бы питание ОДНОВРЕМЕННО шло на 1-ю и 2-ю скорости! А то сгорит все нах!

У меня как то массовый провод в штекере подгорел и пипец - ни тебе первой, ни второй скорости винта! Он оказывается с релюхами не связан, а на кузов завязан.

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Супер! Спасибо всем большое! Непонятно лишь одно: как соединить эти провода. Разъем фишки у реле не поддается разборке, зараза, а сильно дергать я боюсь. Изоляцию что-то совсем нарушать не хочется

Ссылка на комментарий
44
Автомобиль: Grand Cherokee 5.9 СА
Город: Пермь
Опубликовано

Супер! Спасибо всем большое! Непонятно лишь одно: как соединить эти провода. Разъем фишки у реле не поддается разборке, зараза, а сильно дергать я боюсь. Изоляцию что-то совсем нарушать не хочется

Берешь 2 провода соответствующих сечений (силовой и управляющий), клеммы "папа", "мама" соответствующих размеров, термоусадку, паяльник в зубы и вперед. :D

Изменено пользователем evgenis
Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Насколько я понимаю, это таки метод с разрушение изоляции. Мне бы хотелось просто фишку разобрать, боюсь я трогать изоляцию на проводах, где предохранители на 40-60 ампер стоят....

Ссылка на комментарий
67
Автомобиль: джип гранд чероки
1997г.в.
объем 5
9л.
Город: саратов
Опубликовано

Догда просто перекинь проводку датчиков как я писал, а реле №1 отключи.

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Друзья, спасибо за поддержку! :booze: Без повреждения изоляции я не обойдусь, это уже очевидно. Выбрал самое меньшее из всех зол: около реле кину проводок от управляющего провода реле номер 1 до управляющего провода реле номер 2, там ток всего 140 мА. В общем-то, как и советовал evgenis.

 

Завтра ехать к мастеру на замену крестовины. Раз уж есть возможность и ключи, не подскажете, можно ли чуть-чуть подтянуть рулевую машинку, если в ней люфт имеется? Я имею ввиду той гайкой, что снизу? Или не стоит этого делать? На форуме, вроде, читал, что при небольшом люфте можно.

Изменено пользователем Logarifm
Ссылка на комментарий
44
Автомобиль: Grand Cherokee 5.9 СА
Город: Пермь
Опубликовано

Друзья, спасибо за поддержку! :booze: Без повреждения изоляции я не обойдусь, это уже очевидно. Выбрал самое меньшее из всех зол: около реле кину проводок от управляющего провода реле номер 1 до управляющего провода реле номер 2, там ток всего 140 мА. В общем-то, как и советовал evgenis.

Прости, что не написал подробно. Ненужно изоляцию портить, расцепляешь клеммы и реле и делаешь необходимую разводку, используя свои провода и клеммы требуемых размеров, приобретенные на радиорынке по 10р кучка. Все соединения клемм и проводов пропаиваешь и изолируешь термоусадкой. Я сам так всегда всю проводку делаю, и проблем не наблюдаю.

Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Да я задний пластик клеммы не мог снять. Фуф! Справился! Ура! Бедный мой генератор теперь... вентилятор-то на ХХ не останавливается, слабый ток тосола или низкая температура выключения. Хоть термостат на 89 покупай. Теперь займусь дальше поисками, время я себе выиграл.

Ссылка на комментарий
8
Автомобиль: ZJ 5.9 1998
Город: Калининград
Опубликовано

попробуй заказать мотор вентилятора здесь: http://www.autozone.com/autozone/parts/Radiator-Fan-Motor/_/N-8ii2e?filterByKeyWord=pm9069&fromString=search&isSearchByPartNumber=true

я им писал,они ответили,что высылают за границу

Изменено пользователем RU39
Ссылка на комментарий
51
Автомобиль: zj 5.9 ontario
шевроле нива
нива 2121
Город: Екатеринбург
Опубликовано

Спасибо огромное! Попробую сегодня же.

 

Сегодня прокатился тестово, все хорошо, на на режиме D, когда обороты низкие и движка прогрета=крутит вентилятор на 2 скорости, напруга падает аж до 11.9. Грешу на гену. Как только обороты повышаются хотя бы до 1000 - напруга стабилизируется. Что делать? :)

Изменено пользователем Logarifm
Ссылка на комментарий
67
Автомобиль: джип гранд чероки
1997г.в.
объем 5
9л.
Город: саратов
Опубликовано

Парни, кто как радиатор чистил (внутри разумеется) со снятием, но без разборки? Какую химию использовать?

Ссылка на комментарий
44
Автомобиль: Grand Cherokee 5.9 СА
Город: Пермь
Опубликовано

Парни, кто как радиатор чистил (внутри разумеется) со снятием, но без разборки? Какую химию использовать?

Сода кальцинированная + вода. Насыпаешь в 5л. бутыль пол стакана соды, наливаешь воды водопроводной, закрываешь, трясешь минут 5, сливаешь готовый раствор, фильтруя через ткань. Радиатор с закрытой крышкой кладешь плошмя, заливаешь раствор и оставляешь на денек-другой. Потом сливаешь все вместе с "трухой", промываешь проточной водой, затем удаляешь остатки соды, залив в радиатор на пару минут чуть подкисленную уксусной к-той воду(по вкусу как для пельменей :good:).

 

P.S. Только после промывки все микротрещинки и дырочки откроются от отложений, и радиатор может начать протекать, что и случилось в моеи случае: была трещинка на пластиковой боковине, после промывки через нее стало сочиться.

Ссылка на комментарий
67
Автомобиль: джип гранд чероки
1997г.в.
объем 5
9л.
Город: саратов
Опубликовано

Сода кальцинированная + вода. Насыпаешь в 5л. бутыль пол стакана соды, наливаешь воды водопроводной, закрываешь, трясешь минут 5, сливаешь готовый раствор, фильтруя через ткань. Радиатор с закрытой крышкой кладешь плошмя, заливаешь раствор и оставляешь на денек-другой. Потом сливаешь все вместе с "трухой", промываешь проточной водой, затем удаляешь остатки соды, залив в радиатор на пару минут чуть подкисленную уксусной к-той воду(по вкусу как для пельменей :good:).

 

P.S. Только после промывки все микротрещинки и дырочки откроются от отложений, и радиатор может начать протекать, что и случилось в моеи случае: была трещинка на пластиковой боковине, после промывки через нее стало сочиться.

 

Спасибо! Ценю советы рожденные собственным опытом! Шняги всякой много с радиатора вытекло?

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Кто в онлайне   2 пользователя, 0 анонимных, 80 гостей (Посмотреть всех)

    • ВМК
    • GPMAR
  • Бортжурналы

    1.  

      К нам приехал JEEP GRAND CHEROKEE 3,6 2012 г. Пробег 328 тысяч км. Проблема – машина закипает. Автомобиль до нас побывал в разных сервисах. На машине поменяли термостат, промыли радиатор, заменили электровентилятор, но причину так и не нашли.

      Первое, на что следует обратить внимание в такой ситуации – это при какой температуре начинает бурлить антифриз в расширительном бачке. В нашем случае это начинало происходить при температуре даже ниже рабочей. А значит дело здесь не в перегреве, а в прорыве газов в систему охлаждения.

      Причин у такой беды может быть много. Рассмотрим все по порядку. Первое и самое частое – это пробитая прокладка головки блока. Поэтому начинаем с того, что снимаем головки блока.

      1 Сняли ГБЦ.png

      Клапана на головках уже помыло антифризом. Значит наш диагноз верный. Если антифриз начинает попадать в цилиндры он вымывает в них все добела.

      2 Клапана помыло антифризом.png

      Для начала почистим головки и проверим плоскость. Если плоскость головки искривлена, новую прокладку тоже пробьет. Прикладываем призму, и меряем зазор щупом. Даже две сотых не пролезает. Значит, проблема не в плоскости.

      3 Ставим призму проверяем плоскость.png

      Головки надо обязательно проверить на наличие трещин. Для этого головку зажимают болтами на специальном стенде и опускают в ванну с водой близкой к кипению. Когда головка несколько часов погреется в такой ванне, в ее каналы подается воздух под высоким давлением. Смотрим, не пойдут ли пузырьки, которые покажут наличие трещины.

      4 Опрессовка.png

      Наши головки испытания прошли. Значит на них нужно пропылить плоскость на несколько сотых миллиметра, и можно ставить на автомобиль.

      Вот наши головки отмыты, и плоскости обработана. При обработке всегда пишут, сколько было снято. Вот у нас пропылили на шесть сотых. Это важно, когда будем подбирать прокладку ГБЦ. Они есть разной толщины, в зависимости от того, сколько сняли с головки при фрезеровке плоскости.

      5 ГБЦ после шлифовки.png

      А вот и причина того, что пробило покладки головок. Это старые болты ГБЦ. Их ни в коем случае нельзя ставить повторно, как это делают некоторые горе-мотористы. Эти болты под нагрузкой вытягиваются и при повторной установке упираются в стенку глухого отверстия в блоке цилиндров. Если блок чугунный – болт при затяжке начинает пружинить, и есть шанс сломать его заподлицо с блоком. А если блок алюминиевый, как на этом двигателе – болт, упершись в конец отверстия, вырывает витки резьбы вверх. Что и произошло. Болты ГБЦ с сорванной резьбой в блоке не могли притянуть головки с требуемым усилием, а это и привело к тому, что пробило прокладки головок.

      6 Болт ГБЦ.png

      Выход в такой ситуации один – ставить ремонтные футорки. Для этого отверстия в блоке цилиндров рассверливаются на специальном станке, и нарезается резьба большего диаметра. Потом в эти отверстия вворачивается втулки с внутренней резьбой под болты ГБЦ. Их мы сейчас и видим в глубине отверстий. Для этого двигатель снимают с автомобиля, и блок цилиндров полностью разбирают.

      7 Футорки.png

      Есть умельцы, которые делают такую работы с выездом на место, без снятия и разборки двигатели. Не верьте им. Такая резьба долго не продержится. Качественно высверлить и нарезать такую резьбу можно только на станке.

      8 Ремонтные втулки.png

      Размеры поршней и цилиндров мы промерили. Они в допуске. А вот кольца надо поменять. Видимо, двигатель перегревался, и они подсели. Просто поставить новые кольца нельзя. Их острые кромки быстро съедят остатки старого хона в цилиндрах, и двигатель задымит. При замене колец на цилиндры обязательно надо заново нанести хон, что мы и сделали.

      9 Нанесли хон.png

      Коленвал проверили. Он тоже в допуске. При работе двигателя в масло попадают твердые частицы – песчинки. Когда они оказываются между коленвалом и вкладышем, на шейках коленвала образуются кольцевые риски с острыми кромками. Поэтому коленвал мы отполируем, и поставим новые вкладыши.

      10 Отполировали коленвал.png

      Ну вот все готово для сборки.

      11 Все готово к сборке.png

      Ставим кольца и устанавливаем поршни.

      Собираем двигатель.

      Заводим, прогреваем, и читаем ошибки.

      Температурный режим в норме. В расширительном бачке все спокойно.

    2. Итак пришло время менять амортизаторы, пускал слюни хотелось Koni (был положительный опыт на 21099) но цена сыграли свое поставил Kyb. 

      По работе ничего сложного (оказалось)  да и в инете вдохновение получил (раз два типа и все готово) но все по порядку. Задние меняются элементарно (два болта на каждом амортизаторе ) главное  вэдэшка  и терпение (лучше ударный гайковёрт) и не спеша они откручиваютя. (Как много почитал если прикипели нижние гайки их срезают и потом меняют парой на высокопрочку) мне удалось это обойти но торохтел долго но результат не заставил себя ждать (иногда делал на закручивание пока не сдвинулись). Максимально час на 1 аморт , главное не забыть прокачать перед установкой.

      По передку, итак .... 

      Время , сам, один день.

      Купил по рекомендации "Кожух (пыльник полугофра) амортизатора задней подвески ("полугофра") ВАЗ-2108-099, 2110-12, 2113-15" - 2 шт 

       Так как мои пыльники были порваны (убиты).

      В какой последовательности.

      Итак водительская сторона.

      Поднимаем домкратом водительскую сторону под нижний рычаг, под балку с водительской стороны подкладывает, приспускаем.

      Отключаем клемму аккумулятора.

      Снимаем предохранители (блоки целиком ) аккуратно их  отщелкивая от держателя. Потом сам держатель (головка на 10), отводим все в сторону двигателя . Снимаем колесо. Тормозной суппорт (отводим под машину) можно сразу с тормозным диском (удобнее для работы).  Поднимаем рычаг нижний, откручивает сайлентблок верней балки, рулевой наконечник (постукиванием или съемником снимаем их), откручиваем нижний болт тяги вертикальной (которая к продольной держится) тут как начала крутиться контролировал усилие  домкратом на нижний рычаг чтобы не было усилия на болт. Поставил стяжки пружин 2 шт и стянул пружину. Открутил четыре гайки в подкапотке держащие аморт, раскрутил гайку крепления вилки амортизатора на балке , отпустил домкрат, вытянул болт и вуаля, подняв аморт в верх и опустив все вниз аморт вышел. Снял болт крепления вилки к амортизатору (разжал крепление ) снял вилку. Открутил верхнюю гайку от крепления аморта к подушки все разобрал) , отбойники были живые так что использовал их.  IMG_20240818_160629.thumb.jpg.61ab3e5df249e21f0f35c3b22984396c.jpg

      Прокачал новый аморт и в вертикальном положении собирал и ставил.

      Всё собрал в обратном порядке.

      IMG_20240818_164304.thumb.jpg.67bb11d3cc5284186ccba4b4aedc7762.jpg

      И установил на место. По пассажирской стороне последовательность такая же только приподнял бачок  охлаждения.

      На всякий случай сделаю проверку кастора (развал схождения) . Машина мягкая, посмотрим сколько отходит. 

      По стоимости (амортизаторы вкруг ) ))) и два дня бесценного времени).

      Человеку по ссылке ниже благодарность за вдохновение (https://www.drive2.ru/l/502125795880206753/) 

      Там посмотрел как менять. 

      Добавлю свое что не увидел, надо верхнюю шаровую открутить и рулевой наконечник, тогда вертикальный рычаг хорошо опускается. Всем добра и мягкой дороги .

      Да ещё ...

      Поставил на продольную тягу жестокости полиуретан . Немного не доволен "скрипят" резина думаю тише была бы. На лежачих хрек... Хрек.)))

      По амортизаторам. Если штоки выходят с разной скоростью, это, мне ответили (официальный представитель) не брак ...  Так как на Kyb закачка азотом от 4 до 6 АТМ. (Хотя не понимаю ... Может в ручную на заводе качают) Обычно это автоматика качает... Ну посмотрим задние амортизаторы по разной скорости подымались. Шумов нет, работают тихо.

       

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.